Цикличность экономического развития и ее особенности в Ренспублике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цикличность, выражающаяся в периодическом повторении процессов, охватывает практически все стороны жизнедеятельности человека. Предмет изучения каждой из наук содержит в себе ее элементы. Специфика цикличности заключается в том, что интересующие нас процессы можно спрогнозировать, определив их период. О цикличности вполне можно говорить каждый раз, когда происходит изменение направления в динамике развития процесса. Нельзя предугадать с абсолютной точностью, когда именно произойдет аналогичное изменение в будущем, но можно сказать наверняка, что изменение произойдет. Подъем всегда сменяется спадом, а спад — подъемом.

Содержание

РЕФЕРАТ………………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………………4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цикличность экономического развития: понятие, причины, виды экономических циклов……………...…………………………….5
Особенности циклического развития экономики в Республике Беларусь: анализ социально-экономического развития за период 1991-2007 гг………………………………………………………………15
Основные направления социально-экономического развития в Республике Беларусь на период до 2020г………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………38

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В сфере сельскохозяйственного  производства наблюдался спад и только в 2000 г. впервые за пять лет объем  сельскохозяйственного производства вырос на 8,9 %, получен прирост  производства продукции сельского хозяйства на уровне 6,9 %.

В результате наращивания  экспортного потенциала страны расширился экспорт товаров и услуг, их суммарное  увеличение за 5 лет составило 60 %, а  импорта – 52 %.

В этот период в  условиях острейшего дефицита инвестиционных ресурсов удалось обеспечить некоторое улучшение материального благосостояния, социальную защищенность граждан и экономический подъем, но в то же время были допущены и ошибки.[6]

 Рассматривая  прошедшее пятилетие, следует  отметить, что Республика Беларусь продолжает улучшать основные социально-экономические показатели и в 2005 г. по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 г.: по производству ВВП — на 27 %, выпуску промышленной продукции — на 53, производству потребительских товаров — на 66 %, по реальным денежным доходам и заработной плате — в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту — в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал — 96,2 % от уровня 1990 г. [Приложение 3]

В прошедшем  пятилетии улучшились также качественные параметры функционирования экономики  — повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 % в 2001 г. до 13,5 % в 2005 г., снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 %. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 %  за 2001 г. до 51,9 % за 2005 г.

Увеличилась покупательная  способность среднемесячной заработной платы. За 2001-2005 гг. оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту — в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 г. средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 г. снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 %, то за 2005 г. произошло номинальное его укрепление. Обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 г. составил 8 % по сравнению с 107,5 % в 2000 г..

Анализ социально-экономической  ситуации в стране показал, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется, ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  • недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
  • высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  • ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
  • высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
  • недостаточное развитие малого предпринимательства.[10]

На данном этапе  Республика Беларусь старается двигаться к выполнению основных прогнозов на настоящую пятилетку, несмотря на то, что находится в условиях мирового финансового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД  ДО 2020 ГОДА

Республика  Беларусь вступила во второе пятилетие XXI века, призванное обеспечить переход  на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.

На каждом новом этапе  социально-экономического развития страны разрабатываются различные документы  и принимаются основополагающие программы. Одним из таких  документов Республики Беларусь является Национальная стратегия устойчивого развития.

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

С общецивилизационной  точки зрения под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера - единый организм планеты Земля.

Общая приверженность мирового сообщества идее устойчивого развития, ее подтверждение в «Повестке дня на XXI век»  и других документах ООН обязывает все страны взять на себя «коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития - экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды - на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях» (Итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.). При этом каждой стране необходимо соблюдать целый ряд принципов, реализовать определенные императивы и учитывать индикаторы, установленные ООН по характеристикам социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.

Концептуальным  ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек - окружающая среда - экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Как показывает опыт реализации НСУР-97, ключевое значение в выработке и осуществлении стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Среди них доминирующую роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов устойчивого развития играют:

  • построение и развитие унитарного демократического социального правового государства;
  • формирование современного гражданского общества;
  • построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_0430_043b_0430__Char" style=" font-family:


Информация о работе Цикличность экономического развития и ее особенности в Ренспублике Беларусь