Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и структуры экономических циклов;
-выявить причины цикличности и типы циклов;
-рассмотреть влияние государства на экономические циклы и кризисы;
3.2 Нециклические колебания
Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются
экономическими циклами. С одной стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский "бум" перед Рождеством и Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям.
Деловая активность зависит и от долговременной тенденции в экономике, то
есть от повышения или снижения экономической активности в течение
длительного периода, например 25, 50 или 100 лет. Отметим, что для
американского капитализма долговременной тенденцией был значительный
экономический рост. В настоящее время для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.
Глава4
Государственное антициклическое регулирование
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако
несмотря
на значительный разброс взглядов
и различную расстановку
Признаки | Неокейнсианство | Неоконсерватизм |
Ориентации
Цели Приоритеты регулирования Оценка роли государства |
На спрос
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) 1. Налогово-бюджетная политика. 1. Кредитно-денежная политика Поощрение |
На предложение
Создание стимулов деятельности (микроэкономика) 2. 3. Кредитно-денежная политика 2. Налогово-бюджетная политика Ограничение |
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических
колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства. Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-
бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности
В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.
Заключение
Поднятая проблема, достаточно актуальна в наше время. Ещё во введении это было обусловлено и доказано, также была поставлена цель и оговорены задачи, работа над которыми позволит, сделать вывод и подытожить проделанную работу.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
-изучить
понятие и структуры
-выявить причины цикличности и типы циклов;
-рассмотреть
влияние государства на
Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния.
Меняются
и формы проявления современных
циклов и кризисов. Это выражается:
в синхронизации циклического движения
в разных странах, что ограничивает
возможности смягчения
Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов – временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики – их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; “стабильность” цен – хронической инфляцией; равновесие платежного баланса – ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Вместе
с тем современных кризисах менее
подвижны такие экономические параметры,
как цены, зарплата, занятость, с
помощью которых ранее
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. От экономической теории до экономической договечной стратегии // Вопросы экономики. - 2010. - N 6. - С.4-9.
2. Акаев А.А. Экономические циклы и государство // Экон. стратегии. - 2010. - N 1-2. - С.26-33.
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
4.История экономических учений/ Под ред. В.Артамонова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие.-М.:ИНФРА – М.2006.
5.Исследование
экономического цикла в
6.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник – М.:Юристъ, 2006.
7. Замулин
О. Концепция реальных
8.Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9.Экономическая теория / под ред. Журавлевой Г.П., 2006.
10. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. – М.:Ассоциация “прогнозы и циклы”. Серия “Новое в прогнозировании: теория, метод, опыт”, 2007.
Ссылки в тексте:
[1] Цит. по: Митчелл У. К.
Экономические циклы. Проблема и её постановка. - М.-Л., Госиздат. С.464.
[2] См.: Митчелл У. К. Экономические циклы. С.50.
[3] См.: Длинные волны:
Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. - Новосибирск,. С.54.
[4] См.: Крелле В. К теории
долгосрочных изменений экономического роста / Идеи Н.Д.Кондратьева и динамика
общества на рубеже третьего тысячелетия. - М., С.131-132.
[5] Туган-Барановский М.И.
Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория
кризисов. - М., С. 5
[6] Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. С.327.
[7] См.: Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., С.261-262.
[8] См.: Митчелл У.К. Экономические циклы. С.466.
[9] Там же. С.481.
[10] Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.,С.47.
[11] Шумпетер Й. Теория экономического развития. С.468.
[12] Там же.
[13] Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. С.58.
[14] Митчелл У. Экономические циклы. С.469.
Информация о работе Цикличность экономического развития: её природа и тенденции