Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и оценить существующие подходы к концепции человеческого капитала и методы его оценки; изучить качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………….................4
1.Человеческий капитал: понятие, основные характеристики…………..5
1.1. Определение сущности человеческого капитала……………….5
1.2. Объектная структура человеческого капитала…………………..8
1.3. Основные характеристики……………………………………....10
2. Эволюция подходов к концепции человеческого капитала…………12
2.1.Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала………………………………………………………………….12
2.2.Обзор дискуссии среди экономистов Х1Х-ХХ веков по теоретическим подходам к анализу человеческого капитала……….14
2.3.Концепция человеческого капитала в новой экономике………..16
3.Способы оценки человеческого капитала………………………………19
4.Человеческий капитал в экономике Республики Беларусь…………….27
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………......32
Приложение А Оценка стоимости человеческого капитала……………………………………………………………………..34
Приложение Б Объёмы и результаты инвестирования в основной капитал………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая 123.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

Подавляющее большинство людей  принимают решения о переезде по экономическим причинам. Об этом свидетельствуют данные социологических  опросов в разных странах. Примерно половина всех переездов, по данным американских социологов, вызвана решением сменить работу. Следовательно, выводы теории человеческого капитала для миграции могут быть проверены на рынке труда [2]. Миграция требует издержек. Во-первых, необходимы затраты на сбор информации о районах с наилучшими возможностями для заработков и об условиях трудоустройства. Во-вторых, денежные затраты на переезд увеличиваются с ростом расстояния, поэтому люди чаще переезжают на небольшие расстояния и реже на дальние. Кроме того, люди стремятся переехать в районы, где у них имеются родственники и знакомые или, по крайней мере, где живут люди, говорящие на одном с ними языке и имеющие одинаковые обычаи. Это позволяет снизить моральные и информационные издержки мигрантов[3].

Рассмотренный метод значительно  сложнее, чем предыдущие, но он даёт гораздо более эффективную оценку реальной стоимости человеческого  капитала фирмы.

  1. Метод перспективной стоимости человеческого капитала. Учитывает дополнение к оценке конкурентной стоимости человеческого капитала в перспективе на 3,5,10 и 25 лет. Эта оценка, в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или стоящих крупные высокотехнологичные объекты.
  2. Метод измерения индивидуальной стоимости работника. В отличие от предыдущих методов оценивает не различные типы издержек на персонал, а возможные доходы, которые он может принести компании.

6. Оценка стоимости человеческого  капитала на основе испытаний  в среде бизнеса. Эта оценка  может быть получена на основе  двух подходов:

А) по конкретным результатам, полученным работником исходя из  прибыли, которую  он принёс фирме, или по увеличению её активов, в том числе интеллектуальных.

Б) оценка человеческого капитала на основе системы деловых учений по менеджменту, экономике и маркетингу на базе высоких информационных технологий основывается на прогнозе результатов  работы менеджера в среде бизнеса, максимально приближенной к его  реальной среде.

7.Финансовый метод определяет величину человеческого капитала как разность между общей рыночной стоимостью компании и стоимостью её материальных и нематериальных активов.

8. Сравнительный метод предполагает  косвенную оценку стоимости человеческого  капитала на основе сопоставления  результатов деятельности компании  с показателями конкурентов. 

Однако ни один из перечисленных подходов не может претендовать на «звание» достаточно точного интегрального метода оценки человеческого капитала организации. Суть данной проблемы довольно четко обозначили в конце 1990-х гг. Н.Бонтис с соавторами: «Все эти модели страдают субъективностью, неопределённостью и недостатком надёжности, поскольку не может быть уверенности в точности таких измерений»[7,c.48].

Предпосылки для совершенствования  методологии расчета значений показателей  человеческого капитала создают  важнейшие унифицированные принципы расширительной компании национального  богатства. Эта методология отличается относительной простотой использования  имеющихся статистических данных о  ВВП, а также их перегруппировки  и уточнения значений показателей  инвестиций в человеческий капитал  и накопления в составе национального  богатства. Расширительная концепция  позволяет более обоснованно  рассчитывать значения показателей  человеческого капитала как элемента национального богатства. При этом учитываются накопленные знания при эффективном участии в  экономической жизни и оплате труда. Расчеты таких показателей  вполне доступны для экспертов в большинстве стран, включая Беларусь. Получаемые оценки элементов по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов позволяют определить текущие ежегодные совокупные затраты белорусского общества на воспроизводство человеческого капитала.

Высокий уровень специального образования  человека подтвердится, если при работе за рубежом оплата его труда не ниже оплаты труда аналогичных работников соответствующих стран. Такие оценки, учитывающие различия в числе  лет обучения и его качестве, использованы при экспериментальных расчетах для сравнения показателей человеческого  капитала в странах СНГ с остальными странами (см.табл.А.1). человеческий капитал  практически во всех странах превышает  половину накопленного национального  богатства. Это свидетельствует  как об уровне развития стран, так  и о различиях в материальном благосостоянии. Из данных таблицы  видно, что половина богатства мира сосредоточена в странах «семерки» и ЕС, что обеспечивается преимущественно за счет человеческого капитала[5,c.67].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ              БЕЛАРУСЬ

Уровень экономического развития стран  в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого  капитала, что отражает новое качество экономического роста[5,с.66].

В главе 3 было представлено множество  способов оценки человеческого капитала. Но в большинстве стран в настоящее  время применяется «индекс развития человеческого капитала» (ИРЧП). В  Беларуси также для оценки человеческого  капитала применяется ИРЧП. Основным формам инвестиций в человека (расходам на здравоохранение, науку и образование) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития человеческого потенциала" эти показатели используются Организацией объединенных наций и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию"[20].

В 1990 г. ИРЧП Беларуси составлял 0,869; она  занимала 40-е место среди стран  мира и относилась к группе с высоким  уровнем развития человеческого  потенциала с показателями средней  продолжительности жизни - 70 лет, охватом  разными формами образования 98% взрослого  населения и реальным ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательной  способности - ППС) - 6440 долларов США[20]. С 1991г. показатель начал снижаться, но в последние годы опять идёт тенденция к увеличению. Сейчас по рейтингу развития человеческого капитала Беларусь занимает 67 место среди 177 стран со средним уровнем индекса человеческого капитала (ИРЧП), опережая по этому показателю все страны СНГ, кроме России. Однако по удельному весу расходов на образование наша страна уступает лишь 15 странам из группы с высоким уровнем человеческого развития. Причем, если проанализировать данные о размере инвестиций в образование, то следует отметить довольно позитивную тенденцию увеличения доли расходов в ВВП на финансирование образования за последние 13 лет (см.табл.Б.1). Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует о том, что наиболее благоприятными и находящимися на уровне стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала в Беларуси являются индексы уровня образования и грамотности взрослого населения. Показательно, что Республика Беларусь опережает все страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%). Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси[16,с.63].

В соответствии с принципами анализа человеческого  капитала в республике назрела необходимость  провести инвентаризацию и стоимостную  оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания[20].

С точки зрения развития сети учебных  и научных учреждений и динамики контингента образовательной сферы, наша страна, несомненно, имеет высокие  показатели. Как следует из таблицы Б.2, за последние 8 лет в Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствовало увеличению насыщенности экономики страны высококвалифицированными кадрами. Доля работников, имеющих высшее образование, возросла с 18,8 до 23,8%. Изменилось распределение работников по категориям персонала: доля специалистов возросла с 23,1 до 26,7%, а для рабочих снизилась с 63,6 до 60,2% (см.табл.Б.3).

Учитывая, что новая экономика  характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться  в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации. В нашей экономике  доктора наук составляют 0,05%, а кандидаты  наук 0,32% от численности экономически активного населения. Если проанализировать их возрастную структуру, то при имеющихся  темпах подготовки этой кагорты ученых вполне можно ожидать убывающего воспроизводства. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит прежде всего за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом. Особый спад был отмечен в 2005г Государство начало выделять больше денег на развитие науки. Вложения в развитие научно-исследовательский потенциал, как известно, являются не издержками, а возвратными, высокоэффективными инвестициями. Повышается заработная плата научных сотрудников. Если бы не приняли необходимые кардинальные меры, то разрыв поколений мог бы стать реальностью для белорусской нации. Новая экономика живет нестандартными идеями и решениями, которые генерируют  высокоразвитый человеческий капитал. Этим во многом определяются наши возможности и место в новой экономике. На данный момент в стране достаточно новых идей. Это в определенной мере связано именно с ростом финансирования науки (см.табл.Б.4).

По-прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения, в  значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи. Сравнивая Республику Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого, следует отметить, что по количеству врачей на 100 тыс.населения наша страна находится на уровне таких стран, как Бельгия, Италия, Швейцария, Швеция[16,с.65]. За последние 13 лет государство значительно увеличило долю инвестиций в здравоохранение (см.табл.Б.5). Однако пока ещё остается довольно низким показатель ожидаемой продолжительности жизни. Он почти на 14 лет ниже данного показателя в Японии и более чем на 12 лет в Исландии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Италии, Канаде[16,с.66]. Конечно, состояние здоровья населения влияет на средний возраст работников. В 2000г. он составил 39,4, а в 2008г. – 40,1 года (см.табл.Б.6). Видим  улучшение показателей, которое, возможно, происходит благодаря повышению доли инвестиций в здравоохранение.  В Программе социально-экономического развития на 2006-2010гг. ставится задача увеличения доли государственных расходов на здравоохранение до 7% к ВВП, что позволит приблизиться к мировым стандартам. Однако для повышения эффективности работы системы здравоохранения необходимо обеспечить прежде всего рациональное использование выделенных средств. Приоритетными направлениями развития здравоохранения должны быть формирование здорового образа жизни, расширение мероприятий по профилактике заболеваний, совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами.

Стратегическая роль человеческого  капитала в поступательном движении нашей страны к новой экономике обуславливает ряд задач по его интенсивному воспроизводству. Решение данных задач в образовательной сфере в значительной мере связано в процессами мировой глобализации и региональной интеграции, которые, с одной стороны, раскрывают возможности и обуславливают необходимость приобщения к мировому образовательному пространству, а с другой – обостряя условия не только межстрановой, но и межблоковой конкуренции, ставят перед странами довольно жесткие условия вхождения а него. Этот процесс для белорусской образовательной системы следует осуществлять поэтапно. Вхождение в общемировое образовательное пространство необходимо начать с освоения образовательных пространств наших ближайших союзников и соседей. Логически и геополитически оправданным в среднесрочной перспективе должно быть вхождение республики в единое европейское образовательное пространство. Определённым шагом в данном направлении может быть переход вузовской системы к новым образовательным стандартам, многоуровневой структуре высшего образования.

Динамика человеческого капитала зависит и от расширенно воспроизводящихся  предпринимательских способностей. Необходима поддержка предпринимательства  путем строительства инновационных  центров, научно-технологических парков и инкубаторов малого и среднего предпринимательства, создания бюджетных, внебюджетных, венчурных и других фондов, способствующих предпринимательской деятельности.

Сформированный, пусть и самый  высокоразвитый человеческий капитал, станет мертвым грузом, если он не найдет себе адекватного применения. Для  того, чтобы его использование  способствовало продвижению страны по пути становления новой экономики, необходимо создать соответствующие  институциональные, правовые, социальные и экономические условия.

В октябре 2009 года проводилась пресс-конференция  Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  СМИ регионов России. Александр Григорьевич  сказал следующее: «…Один из наших важнейших ресурсов — человеческий потенциал. Этот капитал особенно ценен. И для его сохранения стоит подумать вот о чем. В нынешнем году будет сдвоенный выпуск школьников. Какие у них перспективы? Чтобы этот вопрос не стоял жестко, по-моему, имеет смысл обратить внимание на возможность увеличения набора в вузы, колледжи и профессиональные училища. А заодно зафиксировать стоимость получения образования на весь срок учебы. Да, это потребует дополнительных расходов. Но статус учащегося все же лучше, чем безработного. Да и в будущем от такого подхода отдача должна быть соответствующей. Успех, разумеется, зависит не только от качества человеческого капитала. Еще важнее эффективно его использовать. Шагом в этом направлении могло бы стать увеличение числа мест в магистратуре, аспирантуре, научно–технологических центрах для талантливых выпускников вузов. Еще один фактор увеличения бюджетных расходов. На этот раз по статье «Наука». Но очевидно и то, что наукоемкость нашего ВВП стоит повысить хотя бы до китайского уровня в 1,5 процента…»[19].

Информация о работе Человеческий капитал