Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 02:49, курсовая работа
Цель работы: изучить и оценить существующие подходы к концепции человеческого капитала и методы его оценки; изучить качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………….................4
1.Человеческий капитал: понятие, основные характеристики…………..5
1.1. Определение сущности человеческого капитала……………….5
1.2. Объектная структура человеческого капитала…………………..8
1.3. Основные характеристики……………………………………....10
2. Эволюция подходов к концепции человеческого капитала…………12
2.1.Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала………………………………………………………………….12
2.2.Обзор дискуссии среди экономистов Х1Х-ХХ веков по теоретическим подходам к анализу человеческого капитала……….14
2.3.Концепция человеческого капитала в новой экономике………..16
3.Способы оценки человеческого капитала………………………………19
4.Человеческий капитал в экономике Республики Беларусь…………….27
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………......32
Приложение А Оценка стоимости человеческого капитала……………………………………………………………………..34
Приложение Б Объёмы и результаты инвестирования в основной капитал………………………………………………………………………36
В современной экономической литературе категории «человеческий капитал», «рабочая сила», «труд» часто рассматриваются как факторы производства. Между тем выявленная сущность человеческого капитала позволяет говорить о том, что все эти категории являются разноуровневыми. Рабочая сила представляет собой определённый человеческий ресурс, потенциальную готовность к созидательной деятельности. Человеческий капитал выражает реальную готовность к созидательному использованию определённой комбинации человеческих знаний и способностей. Труд – есть материализация этой реальной готовности в факт деятельности по созданию того или иного блага [1].
Применение понятия «
1.2.Объектная структура человеческого капитала
Выявление и обоснование свойств человеческого капитала есть поиск и определение его материального, онтологического базиса, есть характеристика его объектов и в целом объектной структуры. В современной экономической литературе разработано немало теоретических положений относительно структурных компонентов человеческого капитала. К разряду объектов человеческого капитала исследователи чаще всего относят знания, навыки, умения и способности человека. В исследованиях последних лет нередко можно встретить более широкий и одновременно глубокий подход к данной проблеме. Однако элементом человеческого капитала часто объявляется любой объект и всякое социально-экономическое явление, имеющее хоть какое-то отношение к созидательной деятельности человека, поэтому множество структурных элементов человеческого капитала нуждается в некотором уточнении, раскрывающем их действительную причастность к человеческому капиталу.
При выявлении
элементов объектной структуры
человеческого капитала необходимо
разграничить ценности. Например, общую
культуру человека не следует относить
к разряду элементов
Также выделяют:
- интеллектуальный капитал: специфическая ценность, представленная умственными способностями определённого уровня, целенаправленное использование которых обеспечивает доходность в форме «плодоносящих» институтов;
- трудовой;
- социальный капитал: специфическая ценность, выступающая как система устойчивых форм социальных связей и отношений, возникающих и развивающихся в процессе социальных взаимодействий, которые создают социальный статус личности и ее место в системе социальных трансакций[1,с.8-9].
Если абстрагироваться от генетического
подхода к выявлению объектной
структуры человеческого
1.3. Основные характеристики человеческого капитала
Каждый человек проживает в своей жизни
три основных стадии, на каждой из которых
у него есть потребность в расходах (потреблении),
а значит и в источнике доходов. На первой
стадии человек взрослеет и получает образование.
Образование и навыки, которые мы приобретаем
обеспечивают нас способностью зарабатывать
доход или получать зарплату всю оставшуюся
жизнь. Эту способность к заработку и называют
человеческим капиталом. Вторая стадия
жизни человека – экономически продуктивная,
когда человек работает и получает доход.
Источником дохода человека (домохозяйства)
на протяжении жизни является его общий
капитал, или общее богатство. В упрощенном
случае общий капитал человека состоит
из двух частей: его человеческого капитала
и финансового капитала. Финансовый капитал
включает в себя торгуемые активы, такие
как акции, облигации, паи инвестиционных
фондов. Человеческий капитал же является
«неликвидным активом» и определяется
как приведенная стоимость всех будущих
трудовых доходов человека, включая доходы,
которые будут выплачиваться пенсионными
фондами. Основная задача человека в вопросе
личных финансов формулируется следующим
образом: «Осуществляя на протяжении жизни
регулярные сбережения части трудового
дохода, трансформировать человеческий
капитал в финансовый, который и станет
основным источником регулярного дохода,
когда человеческий капитал иссякнет».
По сути, человеку необходимо планомерно
заместить одну форму капитала другой.
Третья стадия – это жизнь человека после
выхода на пенсию. Замещение человеческого
капитала финансовым необходимо для того,
чтобы человек мог безбедно жить в тот
период жизни, когда он не сможет работать
по состоянию здоровья. Однако следует
отметить виды рисков, с которыми может
столкнуться человек или его семья на
протяжении жизни. Риск «досрочного проедания»
накопленного финансового капитала. С
ним человек может столкнуться на третьей
стадии жизни, т.е. после выхода на пенсию.
Но существуют ситуации, когда человек
теряет способность работать ещё до выхода
на пенсию либо рано умирает. Поэтому выделяют
ещё два вида рисков, которым подвержен
человеческий капитал:
Для того, чтобы понять сущность человеческого капитала, нужно изучить его структуру. У большинства людей человеческий капитал из периода в период приносит стабильный фиксированный доход. Однако есть профессии, где доход от человеческого капитала тесно связан с событиями, происходящими в тех или иных отраслях экономики и на тех или иных рынках. Так, например, динамика доходов человека, работающего в финансовой сфере, весьма тесно связана с состоянием рынка акций, а динамика доходов риэлтора – с состоянием рынка жилой недвижимости. На самом деле человеческий капитал абсолютного большинства людей имеет смешанную структуру: в стабильные времена он приносит фиксированный доход, а в нестабильные – зависит от условий и событий. Структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека.
Тип человеческого капитала определяет способность человека принимать на себя риски финансовых активов. В зависимости от структуры, человеческий капитал может быть отнесен к одному из трех типов: защищенному, сбалансированному либо рискованному. Если человеческий капитал из периода в период приносит стабильный фиксированный доход (относится к защищенному типу), то человек вполне может позволить большую часть своих денег инвестировать в акции, и наоборот. Тип человеческого капитала используется на втором этапе, а также при определении стоимости человеческого капитала. Стоимость человеческого капитала определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. На стоимость человеческого капитала влияют возраст (трудовой горизонт) человека, его доход, возможная вариабельность дохода, налоги, ставка индексации зарплаты по инфляции, размер предстоящих пенсионных выплат, а также ставка дисконтирования доходов, которая отчасти определяется типом человеческого капитала (а точнее, связанными с ним рисками)[3].
Рабочая
сила является главным движущим фактором
процесса производства, а общественное
воспроизводство в широком, народнохозяйственном,
аспекте есть возобновление производства
товаров и воспроизводства
А.Смит писал, что увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества. К. Маркс рассматривал производство человека - потребительное производство - как второй вид общественного производства. В этом процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода накопление производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей. Результатом производства физических и умственных способностей к труду является развитая рабочая сила, способная к квалифицированному труду и созданию большей стоимости в течение рабочего времени, чем простая, но так как на ее производство расходуется большее количество общественного труда, то она имеет и большую стоимость воспроизводства. Расширенное общественное воспроизводство может осуществляться только при наличии прибавочного продукта. Это общее положение для всех формаций: избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образования и накопление из этого избытка общественного, производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса.
Физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования. До недавнего времени значительная часть экономистов недооценивала влияние потребления населением материальных благ и услуг на развитие способностей человека к труду.
В условиях научно - технической революции
образовался дефицит
Человеческий капитал состоит
из приобретенных знаний, навыков, мотиваций
и энергии, которыми наделены человеческие
существа и которые могут использоваться
в течение определенного
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство. Оппонентами этого направления выступают консервативные психологи и экономисты, приписывающие ведущую роль в дифференциации способностей наследственному, биологическому, фактору. Они считают, что объяснение всей разницы в доходах у лиц с неодинаковым уровнем подготовки, получаемым образованием приводит к завышению эффекта обучения.
Оба указанных объяснения причин дифференциации
способностей к труду и, соответственно,
доходов населения подверглись
критике радикальных
Таким образом, западные экономисты, несмотря на значительные усилия, потраченные на разработку теории рабочей силы и изощренную технику статистического анализа дифференциации доходов и факторов их вызывающих, не смогли завершить создание стройной и подтверждаемой фактами теории.