Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:18, реферат
В России за годы реформ в экономике существенно сократился государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу. В этих условиях крайне важно перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, сформировать такую систему отношений, которая бы обеспечивала рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования в целях обслуживания интересов общества.
Введение
1.Частно – государственное партнерство: понятие и сущность
2.Частно – государственное партнерство в сфере образования: проблемы развития
Заключение
Список использованной литературы
Основные целями реализации механизма ЧГП являются:
Мировой опыт (Великобритания, Австралия, США, Израиль, Испания, Нидерланды) доказывает, что одним из условий успешной реализации ЧГП является эффективная нормативно-правовая база. Она не должна быть сковывающей, а позволяющей сторонам сосредоточиться на результате посредством учреждения достаточно широких рамок для формирования и реализации согласованных проектов. Слишком объемное законодательство не улучшает процесс создания и управления ЧГП, а лишь сдерживает активность потенциальных инвесторов. Акцент должен быть сделан на гибкость нормативно-правовой базы.
В России до сих пор не существует отдельного закона, регулирующего на федеральном уровне все вопросы, возникающие в сфере ЧГП. Общие вопросы ЧГП в России регулируются гражданским законодательством, нормами бюджетного, налогового и иных отраслей права, Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и т.д.
На сегодняшний день законы о ЧГП приняты лишь в нескольких субъектах РФ (например: Республики Алтай, Дагестан, Калмыкия, Томская область, город Санкт-Петербург). При этом большая их часть имеет ряд существенных недостатков, а именно эти законы:
Реализация механизма ЧГП также представляет интерес и для высших учебных заведений.
Согласно
Концепции долгосрочного
В свою очередь, повышение эффективности использования результатов исследований и разработок напрямую зависит от умения государства сформировать, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов, благоприятные рамочные условия поддержки инноваций. Этот процесс должен носить системный характер и включать в себя комплекс правовых и организационно-экономических мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг.
Одним из способов решения вышеперечисленных проблем является развитие частно-государственного партнерства в сфере образования.
Мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики обусловлена:
1)
возможностями получения более
высокой прибыли и новыми
2)
обеспечением доступа к
Мотивация участия в партнерстве государственного сектора, обусловлена нижеприведенными целями:
1) экономический
рост и обеспечение
2) стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг;
3) создание
новых наукоемких фирм и
4) повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки;
5) разработкой ключевых технологий для федеральных государственных нужд;
6) вовлечение
в экономический оборот и
Деятельность ЧГП в образовании регулируется рядом законодательных актов:
В настоящее время можно отметить ряд успешных проектов с использованием механизма ЧГП в сфере высшего образования (эндаумент-фонды вузов):
- Финансовая академия при Правительстве РФ;
- Южный
федеральный университет,
университет;
- МГИМО;
- ГУ-Высшая школа экономики;
- Высшая школа менеджмента СПбГУ;
- Европейский
университет в Санкт-
- Московская школа управления Сколково;
К основным факторам, препятствующим развитию ЧГП в образовании, мы относим:
1)
несовершенство
а) в области налогообложения. В связи с отсутствием налоговых стимулов для сотрудничества расходы российских организаций на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах – 10-12%.
б) запрещено совместное учредительство образовательных учреждений государственными органами и частными лицами.
в) не полностью утверждена нормативная база, регламентирующая и развивающая механизмы реализации автономных учреждений, что тормозит развитие практики его применения.
2) отсутствие финансовой заинтересованности коммерческих организаций; для решения этой задачи необходимо полностью отнести на себестоимость продукции расходы коммерческих организаций по подготовке и переподготовке, повышению квалификации как штатных, так и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и переподготовке персонала. Так в частности целесообразно увеличить до 300 тысяч рублей годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения в связи с ростом стоимости и уровня получаемого сотрудниками образования (МВА, PHD, международные программы).
3)
высокий риск для реализации
проектов представляет
4)
нехватка
При условии решения перечисленных выше проблем, частно-государственные партнерства в образовании позволят обеспечить:
а) для государственной системы образования:
б) для инвестора:
в) для образовательного учреждения:
Заключение
В
России имеется масштабный потенциал
для развития многих форм ГЧП, однако
для его практической реализации необходимо
решение ряда принципиальных вопросов.
Во-первых, обеим сторонам партнерских
отношений следует четко осознать, что
эффективное ГЧП нельзя рассматривать
узко, только как привлечение дополнительных
ресурсов в капиталоемкие проекты властей
всех уровней. Нужно учитывать реальные
интересы обеих сторон. Конкретные механизмы
партнерств, выработанные многолетним
мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного
и ответственного распределения правомочий
сторон, не ущемляющего интересы каждой
из них. Однако возможные преимущества
не реализуются сами собой, после принятия
соответствующего нормативного пакета.
Главное здесь - разобраться в особенностях
российской модели взаимодействия государства
и бизнеса. Сейчас у нас наблюдается причудливый
симбиоз элементов неолиберальной модели,
госкапитализма, остатков олигархической
модели. Эффективное партнерство реально
только при условии полной ясности и предсказуемости
стратегии дальнейшего развития страны.
Без этого, без уверенности в стабильности
"правил игры" от бизнеса нельзя ожидать
ничего, кроме показного интереса и формального
участия в крупномасштабных проектах
государства в целях самосохранения. Фактор
эффективного предпринимательства при
этом может быть утрачен. Необходим существенный
прогресс в понимании и практической реализации
публично-правовых функций государства.
Пока российское законодательство не
выделяет специально публично-правовых
функций и не устанавливает связи между
ними и публичной собственностью. Конструкция
права такова, что публично-правовые функции
реализуются либо административно, либо
через гражданско-правовые функции. Организовать
на такой основе распределение правомочий
между сторонами партнерства невозможно.
В странах с развитой рыночной экономикой
накоплен большой опыт успешного поиска
ответов на "парадоксы публичных благ",
который с учетом отечественной специфики
можно использовать и в России.