Частно - государственное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:18, реферат

Описание работы

В России за годы реформ в экономике существенно сократился государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу. В этих условиях крайне важно перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, сформировать такую систему отношений, которая бы обеспечивала рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования в целях обслуживания интересов общества.

Содержание

Введение


1.Частно – государственное партнерство: понятие и сущность


2.Частно – государственное партнерство в сфере образования: проблемы развития


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политэкономии 
 
 
 
 

Реферат 

Частно  – государственное партнерство 
 
 
 
 
 

                                                                                  Автор работы:                                                                                                                        студент 5-го курса, 963а гр.

                                                                                   Э.Б.Галданова 
 
 
 
 
 
 

Томск  2010

     Содержание: 
 

Введение 

  1. Частно  – государственное партнерство: понятие и сущность
 
  1. Частно  – государственное партнерство  в сфере образования: проблемы развития
 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Опыт  развитых стран показывает, что в  социально-экономическом развитии все большую роль играет налаживание  системы частно-государственного партнерства. Такая форма сотрудничества возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые  государство традиционно несет ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры), ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в названных сферах экономики и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом, либо над определенным видом деятельности. Но для обеспечения сохранения и поддержания работоспособности входящих в них объектов недостаточно финансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Требуется привлечение дополнительного капитала, который и поступает посредством реализации форм сотрудничества государства и частного бизнеса. Ежегодно в мировую экономику на основе частно-государственного партнерства привлекается более 80 млрд. долл.

     В России за годы реформ в экономике  существенно сократился государственный  сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу. В этих условиях крайне важно перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, сформировать такую систему отношений, которая бы обеспечивала рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования в целях обслуживания интересов общества.

     Однако, несмотря на важность развития частно-государственного партнерства как важнейшего инструмента  повышения национальной конкурентоспособности, внедрение его механизмов в российскую практику идет крайне медленно. Это связано с нерешенностью целого ряда вопросов, определяющих в современных условиях отношения государства и бизнеса, в том числе: несовершенство законодательной и нормативной базы, бюрократические препоны, сдерживающие внедрение различных форм частно-государственного партнерства в нашей стране, эгоистические устремления многих частных структур и др. Это, в свою очередь, требует разработки механизмов эффективного взаимодействия государства и бизнеса, что обусловливает актуальность данной темы. 
 

     1. Частно – государственное  партнерство: понятие  и сущность. 

     В экономике ряда развитых, а в последние  десятилетия и развивающихся  стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о  партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин "государственно-частное партнерство" (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.

     Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон. Более того, некоторые устоявшиеся формы партнерства, например концессии, нередко расцениваются как своего рода косвенная приватизация или же ее полноценная альтернатива, то есть трактуются как вторжение в систему отношений собственности. В строгом смысле партнерства действительно институционально преобразуют сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, но не выводят их полностью за его пределы.

     Соответственно  разделение правомочий собственности  между государственным и частным  секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, на которые распадается в хозяйственном обороте суверенное право титульного собственника, а лишь некоторых из них. Речь идет о таких ключевых правомочиях, как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам.

     Масштабный  опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом имеется в так называемых секторах общественных услуг (в частности, в инфраструктурных отраслях). Именно там исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами (public goods), чем и объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности. В то же время частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Задействовать преимущества обеих видов собственности без глубоких социальных перемен и потрясений можно в рамках государственно-частного партнерства. Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий собственника частному сектору. Имеются в виду прежде всего такие функции, как сооружение, эксплуатация и содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также управление ими. Таким образом, в традиционно государственную сферу экономики привносятся своего рода частные товары и услуги (private goods), что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов.

     В течение многих десятилетий продолжаются теоретические дискуссии по проблемам  гносеологических корней и сущностной природы общественных интересов  и предпочтений, общественных благ и их соотнесенности с рыночной средой. В неоклассической экономической теории обсуждается возможность перехода от абсолютного доминирования индивидуализма к включению в господствующую парадигму категории общественных интересов и благ, природа и генезис которых и являются главным предметом дискуссий. При этом соблюдение неолиберальных принципов требует сохранить постулат о разумном ограничении вмешательства государства в экономику; более того, отождествление государства и общественного интереса теоретически допускается в ограниченных пределах.

     Для целей нашего анализа важно, что  государство рассматривается как  своего рода агентство по производству общественных (публичных) благ, которое  не может базироваться только на рыночных принципах. Часть этих благ оно может производить самостоятельно, а часть - путем привлечения ресурсов и возможностей частного сектора. Методологическая сложность заключается в характере самих публичных благ, причем оценки природы их полезности весьма неоднозначны.

     Мучительный "парадокс публичных благ" удается разрешить и существенно упростить задачу, если ввести в анализ хорошо известное юристам емкое понятие суверенности, когда в качестве суверена рассматривается именно государство. Присущее государству свойство суверенности означает, что оно выступает как единый и единственный субъект и публично-правовых (носитель власти), и гражданско-правовых (участник хозяйственного оборота) отношений.

     Государство при всех условиях остается субъектом  публично-правовых отношений. Это обстоятельство оказывается ключевым и для гражданско-правовых отношений, в которые государство как суверен не может вступать в качестве рядового субъекта гражданского права. Именно поэтому нельзя ставить вопрос об изначальном равноправии государственного и частного партнеров в проектах ГЧП. Такое равноправие наступает только тогда, когда на основе суверенных прав государства в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации гражданско-правовых отношений. Иными словами, государство как суверен становится особым субъектом гражданского права. Это выражается, во-первых, в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений; во-вторых, оно сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты, это равенство игнорирующие. Предполагается, что государство участвует в гражданском обороте не в своих специфических интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти.

     В соответствии с этим проекты ГЧП  представляют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих  правомочий партнеров. Во-первых, государство  как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Наконец, частный партнер, как всякий нормальный предприниматель, преследует цель максимизации прибыли. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством общественных) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования.

     Для России эти аспекты ГЧП особенно важны, потому что в нашей правовой системе отсутствует корректное разделение на публично-правовые и гражданско-правовые отношения, что уже сказывается на реализации и мегапроектов, и ФЦП, и конкретных инвестиционных проектов. Аморфность отношений отпугивает потенциальных крупных инвесторов. Поэтому уже в текущем году предполагается сделать первые шаги по введению в российское право категории публичных лиц и публично-правовых отношений. 

     2. Частно – государственное  партнерство в  сфере образования:  проблемы развития 

    Мировой опыт показывает, что частно-государственные партнерства (ЧГП) являются одним из способов эффективной реализации экономических и социальных проектов. Последние пятнадцать лет для большинства государств явились периодом борьбы за эффективность экономического развития и повышения уровня конкурентоспособности через развитие ключевых элементов национальной инфраструктуры. В результате этого произошло усиление интереса к частным предприятиям со стороны государства с точки зрения использования их потенциала для финансирования, создания и реализации специальных проектов, направленных на развитие инфраструктуры. Ранее плохо развитое и немногочисленное ЧГП теперь превратилось в инструмент усиления экономической конкурентоспособности и развития услуг инфраструктуры.

    В 2005 году в России началось активное обсуждение нового для страны механизма соинвестирования проектов – частно-государственного партнерства (ЧГП).

    Прежде  всего, необходимо определиться с сущностью  и основными характеристиками ЧГП. Рассмотрим основные трактовки данного  понятия (табл. 1).

    Таблица 1.

    Основные  трактовки понятия  «частно-государственное  партнерство»

Автор (источник) Трактовка
Паздников М. локализованный  инструмент западной рыночной экономики, где государство и бизнес это в первую очередь партнеры. Причем партнеры равноправные. Отсюда и термин «Public Private Partnership (PPP)».
Баженов А. привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору  на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.
Организация объединенных наций Государственно-частное  партнерство основывается с целью  обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг  государственного сектора.
Снельсон  П. взаимоотношение, возникающее между государственным  и частным секторами в целях  распределения рисков и выгод  от осуществления какого-либо предприятия.
Википедия форма взаимоотношений  государства и частного секторов или инвесторов на взаимовыгодных условиях.

Информация о работе Частно - государственное партнерство