Ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является раскрыть проблемы поставленные в трех темах моего реферата.
Для того чтобы достигнуть своей цели, я поставила перед собой несколько задач:
раскрыть понятие «ценовая дискриминация»;
изучить методы экономической теории;
изучить литературу по данным темам;
раскрыть понятие «рынок»

Работа содержит 1 файл

КР по ЭТ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Примерами подобной ценовой  дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей  на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих  цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и  для большего числа сегментов). Его  цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции  на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с  коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),

или

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).

 

Из данного равенства  видно, что в основе ценовой дискриминации  третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,

если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.

Р1/P2=(1-1/4)/(1-1/2)=(3/4)/(1/2)=1,5

Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна. [3]

Глава 3.  Рынок: сущность, структура, основные черты.

Рынок в маркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.

Размер рынка зависит  от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих  средства для совершения обмена и  желание обменять эти средства на нужный товар.

В процессе исторического  развития рыночного (товарного) хозяйства  изменялось понимание рынка и  рыночного механизма, их сущности, изменялся  и сам рынок, его механизм, вырастала  их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города.

В экономической теории рынок  — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий  хозяйственной практики экономики.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка  принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

 

3.1. Рыночный  механизм

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует  на основе экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной  цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим  инструментом рынка так как они  обеспечивают его участников необходимой  информацией, на основе которой принимается  решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки  свободного рынка:

  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

 

Функции свободного рынка:

  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

3.2. Конъюнктура  рынка

Экономическое положение  производителей и потребителей, продавцов  и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура  рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура  рынка включает в себя такие элементы как:

  • биржи
    • торговые
    • фондовые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • банки, страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень  тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

3.3. Структура рынка

Структура рынка  — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации  структуры рынка:

  • Структура рынка по объектам рыночных отношений
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок ценных бумаг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
    • совершенная конкуренция
    • монополистическая конкуренция
    • олигополия
    • монополия
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок [4]

 

Тест. Задание №4

Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его. Фактором повышения эластичности спроса является:

а) уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров  в общем бюджете потребителя;

б) рост числа  товаров субститутов;

в) повышение  субъективной необходимости в приобретении данного товара.

Ответ: б) рост числа товаров субститутов; эффект замещения: связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам; цены на взаимозаменяемые товары изменяются в одном и том же направлении; (наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален и наоборот).

 

Заключение

Данный реферат  охватывает несколько тем (методы экономической теории, ценовая дискриминация и ее виды, рынок: сущность, структура, основные черты). 

Мы усвоили, что экономическая теория обладает некоторым количеством методов  изучения, каждый из них по-своему полезен  и интересен.

Также мы усвоили, что ценовая дискриминация существует в олигополистических рынках и слово «дискриминация» совсем не играет отрицательную роль, а также, что существуют дискриминации разных степеней: первой, второй и третьей.

Затем мы рассмотрели  понятие «рынок», выявив его сущность, структуру и основные черты, которые описаны выше.

 

Список литературы

  1. http://econteor.ru/
  2. http://www.grandars.ru/  (Предмет и метод экономической теории)
  3. http://www.grandars.ru/  (ценовая дискриминация и ее виды)
  4. http://www.grandars.ru/  (Рынок и рыночный механизм)
  5. http://otvet.mail.ru/ (примеры к некоторым методам, к-рые используются в экономической теории)
  6. Гальперин В.М., Экономическая теория, в 3 томах, 8-е издание, изд.: ОМЕГА-Л, 2009
  7. Микроэкономика, Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд, изд.: Питер, серия «Классический зарубежный учебник», 2011

 


Информация о работе Ценовая дискриминация