Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить бюджетный дефицит и рассмотреть управление государственным долгом.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются:
 рассмотреть государственный бюджет и его структуру;
 раскрыть понятие бюджетного дефицита и рассмотреть способы его финансирования;
 изучить социально-экономические последствия бюджетного дефицита;
 раскрыть понятие государственного долга, а также рассмотреть его виды;
 рассмотреть методы управления государственным долгом;
 рассмотреть долю государственного долга в переходный период;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………...6
1.1 Государственный бюджет и его структура……………………………………..6
1.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования…………………..……10
1.3 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита……….……15
2 УПРАЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ……………………………….16
2.1 Понятия и виды государственного долга………………………………….…..16
2.2 Методы управления государственным долгом………………………………..19
3 ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИИ...22
3.1 Доля государственного долга в переходный период…………………………22
3.2 Управление государственным долгом в современном этапе России…….….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….………….29

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 356.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория: Макроэкономика»

на тему «Бюджетный дефицит и управление государственным долгом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель,

________________2008 г.

Автор работы

Студентка группы

________________2008 г.

Работа защищена

________________2008 г.

с оценкой _______

             

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2008


АННОТАЦИЯ

 

 

 

Бюджетный дефицит

и управление государственным долгом. –

Курсовая работа. – Челябинск,

ЮУрГУ, ЭиУ, 2008 – 35 с.

Библиографический список - 35

наименований.

 

 

 

 

В курсовой работе рассмотрен бюджетный дефицит и государственный долг. Изучена экономическая природа бюджетного дефицита, управление государственным долгом.

В работе представлены проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………...6

   1.1 Государственный бюджет и его структура……………………………………..6

   1.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования…………………..……10

   1.3 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита……….……15

2 УПРАЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ……………………………….16

   2.1 Понятия и виды государственного долга………………………………….…..16

   2.2 Методы управления государственным долгом………………………………..19

3 ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИИ...22

   3.1 Доля государственного долга в переходный период…………………………22

   3.2 Управление государственным долгом в современном этапе России…….….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….………….29

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность проблемы. Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

Данная тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и другими.

Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска определялись такие закономерности: рост поступлений денежных средств в бюджет влечет за собой увеличение бюджетных расходов, благодаря чему потребности получателей бюджетных средств в полной мере обеспечивают потребление.

Целью работы  является изучить бюджетный дефицит и рассмотреть управление государственным долгом.

Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются:

      рассмотреть государственный бюджет и его структуру;

      раскрыть понятие бюджетного дефицита и рассмотреть способы его финансирования;

      изучить социально-экономические последствия бюджетного дефицита;

      раскрыть понятие государственного долга, а также рассмотреть его виды;

      рассмотреть методы управления государственным долгом;

      рассмотреть долю государственного долга в переходный период;

      изучить управление государственным долгом в современном этапе России.

Анализ литературы. Проблема государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли А.Селезнев, А.Кудрин и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга   посвящены работы таких экономистов, как, Ю.Воронин и В.Кабашкин. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также об управлении внешним  долгом представлены в трудах Е.С.Подвинской. Проблему управления государственным долгом рассматривали С.Н.Ивашковский, П.Линдерт, Гайгер, Т.Линвуд, С.Фишер, Р.Дорнбуш, П.Самуэльсон и др.

А.В.Сидорович определяет экономическую сущность бюджетной системы в качестве инструмента регулирования экономического развития и достаточно справедливо утверждает, что основной целью бюджетного регулирования является проведение сбалансированной финансово – бюджетной политики (в сфере доходов и расходов бюджета, дефицита бюджета, государственного долга), направленной на повышение социально – экономического развития страны.

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

1.1 Государственный бюджет и его структура

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1)     вмешательства в экономику;

2)     поддержание государственного аппарата управления;

3)     правоохранительные органы и судоустройство;

4)     медицина, здравоохранение и образование;

5)     оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе. Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему [6, с. 61].

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти [20, с. 6].

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения [13, с. 32].

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

      определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

      определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

      определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

      определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации [22, с. 5-6].

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом