По показателям, используемым
международными финансовыми организациями
для оценки внешнего долга,
Республика Беларусь относится
к группе стран с наименьшим
уровнем закредитованности. По
данным на 1 января 2004 года отношение
внешнего долга Беларуси к валовому
внутреннему продукту (ВВП) не превысило
4,3 % (максимально допустимый показатель
по методике МВФ - 50%), отношение платежей
по обслуживанию и погашению внешних займов
к объему экспорта товаров и услуг – 1,7
% (при нормативе - до 30%), отношение внешнего
долга к объему экспорта товаров и услуг
– 6,4% (норматив - не более 275%) Несмотря
на значительные потребности экономики
страны в притоке иностранного капитала,
в том числе в форме кредитов, в начале
февраля 2004 года Правительство и Национальный
банк Беларуси приняли согласованное
решение об отсутствии необходимости
привлечения в страну кредитных ресурсов
Международного валютного фонда. В дальнейшем
сотрудничество с Фондом, который прекратил
кредитование Беларуси с 1996 года из-за
несоответствия проводимой в стране экономической
политики его рекомендациям, будет ограничено
работой технических миссий. В конце января
2004 года Минфин осуществил очередной платеж
по кредиту МВФ в сумме 5,84 млн. СДР. Остаток
задолженности на 01.04.2004 по кредитам МВФ
составил 11,68 млн. СДР (приблизительно
17,3 млн.долл. США). В соответствии с установленным
графиком, окончательный расчет по кредиту
состоится 01.02.2005, т.е. менее, чем через
год. В сложившейся ситуации правительство
увеличивает объемы заимствований на
внутреннем рынке. Объем находящихся в
обращении государственных краткосрочных
облигаций и государственных долгосрочных
облигаций, номинированных в белорусских
рублях, увеличился за январь-март 2004 г.
на 19,2% до 740,4 млрд. рублей по номиналу.
При этом увеличение объемов эмиссии государственных
долговых бумаг происходит при профиците
бюджета (за январь-март он составил 118
млрд. рублей, или 1,2% от ВВП) и росте чистых
иностранных активов Нацбанка и Правительства.
Исходя из того, что профицит бюджета –
явление временное (по плану у нас в
2004 г. должен быть дефицит в размере 1,5%
от ВВП), увеличение объемов эмиссии долговых
бумаг особого вреда экономике страны
нанести не могло.
На основании последних данных
величина государственного долга
Беларуси вплотную приблизилась к 4 трлн.рублей.
В структуре государственного долга видны
тенденции сокращения внешнего госдолга
при постепенном возрастании долга внутреннего,
за счет которого и обеспечивается прирост
совокупной задолженности. Интересно,
что государство не стесняется осуществлять
дополнительные заимствования сверх потребностей
рефинансирования существующего долга
при профиците бюджета, который по итогам
января-сентября 2004 года с составил 176
млрд. рублей, или 0,5% к ВВП. Если в первом
полугодии прирост внутреннего долга
обеспечивался за счет размещения ГКО,
то в третьем квартале недоразмещение
ценных бумаг было компенсировано выдачей
гарантий правительства по кредитам, привлекаемым
сельскохозяйственным сектором страны.
Так, если на 01.07.2004 в структуре внутреннего
долга задолженность, гарантированная
правительством, составляла 13% (323,7 млрд.руб),
то к 01.10.2004 ее доля увеличилась до 22% (583,3
млрд.руб).
Основным внешним источником
финансирования государственных
нужд являются связанные кредиты, предоставляемые
по схемам экспортного финансирования
белорусским предприятиям под гарантии
Правительства. Однако в январе-сентябре
2004 года фактическое поступление средств
по этой линии весьма незначительно.
В 2004 году белорусское правительство неожиданно
щедро стало раздавать свои гарантии иностранным
кредиторам. Таким образом, за 2004 год ожидать
резкого увеличения внешнего долга нельзя.
В предыдущие несколько лет основными
получателями иностранных кредитов под
гарантии правительства были организации,
занимающиеся поставками сельхозтехники
в республику. Однако уже в 2003 году было
очевидно, что эра комбайнов в сфере внешних
заимствований заканчивается. Таким образом,
показатели кредитной безопасности РБ
имеют значительный запас прочности и
далеки от критических, что свидетельствует
о потенциальных возможностях выполнения
ранее принятых долговых обязательств
и получения новых кредитов. Это обстоятельство
признается международными экспертами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе приведенной выше информации можно
сделать следующий вывод: бюджетная политика
как целенаправленная деятельность государства
по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов
бюджета, управления государственным
долгом является одним из основных инструментов
экономической политики государства.
Бюджетный
дефицит играет ключевую роль в механизме
развития инфляционных процессов, разрушающих
экономику страны, а также его
ведущую роль в системе показателей
экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования бюджетного
дефицита должна основываться на использовании
внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным Банком, повышение
эффективности рынка ГЦБ и совершенствование
механизма управления внутренним долгом.
Главной
же целью совершенствования бюджетной
политики государства должно быть усиление
ее стимулирующей функции для
перехода экономики страны в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего
тысячелетия. Критерий дефицита бюджета,
по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной
обратной связью, а потому должен играть
ведущую роль в системе показателей экономической
безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Однако хочу отметить, что в тоже время,
сам по себе дефицит бюджета может не быть
чем-то чрезвычайно негативным для развития
экономики и динамики жизненного уровня
населения. Даже самые экономически развитые
страны, как правило, постоянно имеют дефицитный
бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин
его возникновения и направлений расходов
государственных денежных средств. Если
финансовые средства, составляющие превышение
расходов над доходами, направляются на
развитие экономики, используются для
развития приоритетных отраслей, т. е.
используются эффективно, то в будущем
рост производства и прибыли в них с лихвой
возместят произведенные затраты и общество
в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой
программы экономического развития, а
превышение расходов над доходами допускает
с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования
нерентабельного производства, то бюджетный
дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных
моментов в развитии экономики, главным
из которых является усиление инфляционных
процессов.
Известно, что государственный долг
корнями уходит в бюджетный
дефицит страны. Для покрытия
дефицита государство прибегает
к заимствованиям, как на внутреннем,
так и на внешнем рынках. Таким
образом, государственный долг, с одной
стороны, является пассивом для государства
и активом держателей гособлигаций (ценных
бумаг государственного заимствования).
В настоящее время показатели
величины внешнего долга не
вызывают опасений по поводу долговой
безопасности государства и в дальнейшем
мы должны избегать использования иностранных
кредитов, с другой — участие иностранного
капитала в экономике страны должно быть
более широким, быстрая экономическая
трансформация без внешней финансовой
помощи невозможна. Республика испытывает
огромную потребность в инвестиционных
ресурсах. До недавнего времени ограниченное
использование внешних займов компенсировалось
в республике значительной денежной эмиссией.
Однако по мере стабилизации финансовой
системы роль заемных ресурсов для экономики
будет возрастать.
Существующая долговая стратегия
не позволяет привлекать сколько-нибудь
значительные внешние займы. Ключевой
проблемой здесь является неполучение
кредитов МВФ, что воспринимается
многими потенциальными кредиторами
как сигнал о высоких экономических и
политических рисках вложения средств
в Беларуси. Как следствие, основная масса
получаемых сегодня страной иностранных
займов представляет собой связанные
кредиты, предоставляемые зарубежными
банками под гарантии правительства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Государственный
бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.;
Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995.
240с.
- Государственный
бюджет: Учеб. пособие для учреждений,
обеспеч. получение высш. образования
по спец. "Финансы и кредит" / Т. В.
Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.
- Камаев В.
Д. Учебник по основам экономической теории.
М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.
- Л. А. Дробозина.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.
- Экономическая
теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко
и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко,
3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752
с.
- И.Н. Мысляева.
Государственные и муниципальные финансы
: учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.
- Раков А. Государственный
долг и макроэкономическая стабилизация
(на примере Республики Беларусь)// Белорусский
банковский бюллетень. 2000. № 44. С.35.
- Раков А.С.
Предложения по совершенствованию финансовых
инструментариев, механизмов и методов
управления государственным долгом//Белорусский
банковский бюллетень.2000.№23 (82). С.38-46.
- Рыбалко Г.П.
Зарубежный опыт управления государственным
долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.
- Цедрик С.К.
Иностранные займы, формирующие внешний
государственный долг Республики Беларусь//
Вестник ассоциации белорусских банков.
2001.№ 44. С.14-20
- Статистический
бюллетень,2004 г. №1 (6), с.66-67
- Закон Республики
Беларусь от 29 декабря 2003 года № 259-3
"О бюджете Республики Беларусь на 2004
год"//.
- Грицюк Т.В.
Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2004г.№10.С.25-35.
- Жигаев А.Ю.
Роль государственного долга в рыночной
экономике//Деньги и кредит,2004г.№5.С43-49.
- http://www.ncpi.gov.by/minfin/Sum/Y2003/M1_12/D1_12.html