Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа
Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………………………………..................................5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………………………………………………………10
1.3. Способы финансирования бюджетного дефицита..................................................13
2. Государственный долг………………………………………………………………………………………………………………….17
2.1. Сущность государственного долга………………………………………………………………………………..17
2.2. Виды государственного долга и причины его возникновения……………………….20
2.3. Способы сокращения государственной задолженности……………………………………22
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………………….25
3.1. Бюджетный дефицит Республики Беларусь……….........................................................25
3.2. Государственный долг Республики Беларусь………………………………………………………….42
Заключение.....................................................................................................................................................50
Список использованных источников…………………………………………………………………………………………….5
6. В
целях изыскания
7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
8. Совершенствование
планирования и развитие
9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
10. Реформирование
бюджетного процесса в целом.
Необходимо отказаться от
11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
12. Развитие
рынка государственных ценных
бумаг, что позволит
13. Принятие
мер, направленных на
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.
Однако чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.
С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.
Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В этой связи дальнейшее развитие получит инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
В
целом, не вдаваясь в детали, следует
только отметить, что беспрецедентное
для Беларуси снижение реального дефицита
бюджета возможно только при глубоком
реформировании экономики. В первую очередь
инструментальных преобразований, затрагивающих
вопросы самофинансирования предприятий
и отказа от разорительных государственных
программ в сфере жилищного хозяйства
и поддержки АПК.
3.2. Государственный долг Республики Беларусь
К началу XXI века мировая финансовая
система приобрела долговой
Однако существуют и
Таблица 2. Внешний государственный долг Республики Беларусь (1992-2000 гг.)
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
1. Внешний долг на конец года, млн.USD | 431,9 | 1013,6 | 1251,1 | 1513,1 | 950,0 | 976,4 | 1010,7 | 886,3 | 812,5 |
Рост, % | 234,7 | 123,4 | 120,9 | 62,8 | 102,8 | 103,5 | 87,7 | 91,7 | |
2. Получено иностранных кредитов, млн.USD | 431,9 | 583,7 | 327,5 | 361,8 | 453,8 | 137,4 | 89,7 | 59,4 | 152,9 |
Рост, % | 135,1 | 56,1 | 110,5 | 125,4 | 30,3 | 65,3 | 66,2 | 231,0 | |
3.Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, млн.USD | 0,6 | 11,6 | 121,6 | 170,8 | 96,2 | 127,5 | 139,1 | 193,3 | 226,7 |
По погашению основного долга | 0,0 | 2,0 | 90,0 | 103,7 | 48,1 | 65,7 | 85,6 | 140,4 | 156,9 |
По уплате процентов | 0,6 | 9,6 | 31,6 | 67,1 | 48,1 | 61,8 | 53,5 | 52,9 | 69,8 |
Рост, % | 1933,3 | 1048,3 | 140,5 | 56,3 | 132,5 | 109,1 | 139,0 | 117,3 |
Примечание: источник [15]
Внешний долг республики
Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США, а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1992 по 2003 год (по состоянию на 01.01.2004 по данным Минфина) Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), МВФ (259,94), ЕБРР (174,63), МБРР (160,75), Чехию (146,58) (данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2004 в млн. долл. США). Фактически в 2003 году профинансированы поставки товаров и услуг под гарантии Правительства на сумму 48,83 млн. долларов США, что значительно ниже уровня поступлений в течение последних трех лет (фактически получено в 2000 году – 152,9 млн., 2001 году – 118,2 млн., 2002 году – 142,54 млн. долларов США). В 1 квартале 2004 года фактически привлеченные средства внешних займов составили 6,363 млн. долларов США. В отчетном периоде продолжалась реализация следующих проектов: строительства корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехники РО «Белагросервис» за (кредитная линия Германии), реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» (кредит Кувейта), модернизации инфраструктуры в социальной сфере за счет кредита МБРР и проект финансирования малого и среднего бизнеса с привлечением средств ЕБРР. Снижение в поступлении кредитных средств в республику в 2003 году обусловлено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный комплекс «Минск», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и машинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвестиционных проектов. Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 годом, когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР. В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно превышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предоставления Беларуси кредитных линий Эксимбанком Турции, Эксимбанком Ирана, консорциумом банков АКА под гарантии страхового общества Гермес.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь