Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:41, контрольная работа
экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.
Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижение целей этого плана.
1. Сущность и классификация прогнозов...................................................3
2. Индикативное планирование...................................................................9
3. Организация государственной системы прогнозирования.................21
Список использованных источников........................................................29
Базой индикативного планирования является многостороннее макроэкономическое моделирование, определяющее требования к развитию основных отраслей экономики. Необходимо также просчитать соответствующие требования к наиболее крупным хозяйствующим субъектам, выработать рациональные параметры развития экономических систем субъектов Федерации.
Важнейшим элементом индикативного
планирования следует считать развитие
договорного взаимодействия федеральных
органов управления с органами управления
субъектов федерации, финансово-промышленными
группами и крупнейшими предприятиями
страны. Это позволит сформировать
согласованную с регионами и
промышленниками систему
Необходимо изучать и
распространять опыт тех регионов России,
где уже найдены эффективные
решения по целенаправленному
В соответствии с действующей
международной практикой
Организация государственной системы прогнозирования
При конструировании смешанной
системы необходимо отметить, что
многие явления и процессы социально-экономического
развития реализуются на территории
нескольких регионов (макрорегиона), поэтому
весьма актуально создание прогнозов
на макрорегиональном уровне. Особую
роль в системе прогнозирования
играют прогнозы социально-экономического
развития федеральных округов, позволяющие
интегрировать прогнозы регионов более
низкого таксономического уровня, а
также прогнозы развития отдельных
отраслей. В соответствии с законодательством
к компетенции Полномочных
Рис. 1 Система прогнозов Российской Федерации
Прогнозирование социально-экономического
развития федерального округа можно
определить как совместную и гармонизированную
деятельность органов власти федерального
округа, а также органов власти
входящих в состав округа регионов
различного таксономического уровня,
бизнес-сообщества, научных учреждений
и других организаций и институтов
по разработке научно обоснованной и
сбалансированной системе ожидаемых
в перспективе показателей
Таблица 1 Основные принципы
прогнозирования социально-
Прогнозирование социально-экономического
развития федерального округа предполагает
взаимодействие административно-
Кроме того, такое прогнозирование,
как уже было сказано выше, должно
интегрировать отраслевые и территориальные
прогнозы в рамках округа. Из всего
вышесказанного очевидна необходимость
разработки системы комплексного прогнозирования
социально-экономического развития федерального
округа.Система комплексного прогнозирования
социально-экономического развития федерального
округа (СПРФО) — это совокупность
взаимодействующих между собой
субъектов прогнозирования, согласованная
и гармонизированная
Информационное обеспечение СПРФО должно в себя включать:
— информационный фонд (базу данных);
— источники формирования информационного фонда, потоки и способы поступления данных;
— методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационный фонд;
— методы, принципы и правила циркуляции данных в системе;
— методы обеспечения достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;
— методы информационного анализа и синтеза;
— способы однозначного формализованного описания экономических данных.
Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО требуются следующие основные компоненты:
— источники внутренней информации (информация, собираемая в рамках системы);
— источники внешней информации (информация, получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников);
— специализированное программное обеспечение, реализующее алгоритмы прогнозирования и анализ результатов.
Кроме указанных компонентов должны использоваться соответствующие технологии хранения, обмена и представления информации.
Работа с информацией в процессе прогнозирования предполагает определенные трудности. Необходимость совершенствования механизмов информационного обеспечения СПРФО обусловлена рядом причин, в числе которых:
— рост объемов информации;
— большое количество часто противоречащих друг другу источников информации;
— частая недоступность информации;
— сложность алгоритмов
расчета и интерпретации
— высокие требования к качеству прогнозов и т.д.
От грамотно разработанного
информационного обеспечения
Можно предложить следующую
модель информационно-аналитической
системы мониторинга, анализа и
прогнозирования социально-
Рис. 2 Информационно-аналитическая
система мониторинга, анализа и
прогнозирования социально-
Разработка прогнозов социально-экономического развития федеральных округов будет способствовать:
— анализу социально-
— совместному формированию концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов;
— согласованию экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям;
— организации, разработке и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории федерального округа региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;
— выработке предложений по рациональному размещению производительных сил на территории федерального округа, по установлению кооперированных связей между предприятиями; созданию совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;
— обмену опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;
— объединению интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий федерального округа экономических, научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных исследований;
— формированию на основе взаимных интересов соглашений с другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих с ними социально-экономических проблем.
2. Формирование программ
социально-экономического
Однако разрабатываемые
реализуемые сегодня программы
социально-экономического развития регионов
в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации имеют
ряд недоработок, методологических
просчетов, не позволяющих оптимально
использовать финансовый, ресурсный
и организационный потенциалы региона,
возможности всего спектра
Список использованных источников