Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:41, контрольная работа
экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.
Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижение целей этого плана.
1. Сущность и классификация прогнозов...................................................3
2. Индикативное планирование...................................................................9
3. Организация государственной системы прогнозирования.................21
Список использованных источников........................................................29
Стратегическая форма
На базе индикативного
планирования создается действенный механизм
обеспечения согласия в обществе относительно
целей и ориентиров социально-экономического
развития страны. Правительства воздействуют
в рамках ИП на экономическое развитие
скорее посредством координации и обеспечения
информацией, чем путем принятия прямых
решений и выдачи указаний. В результате
обмена планами и информацией между правительством
и частными предпринимателями должна
выявляться оптимальная схема предполагаемого
экономического роста. Можно утверждать,
что основной функцией индикативного
планирования являетсяинформационно-
Индикативный план предусматривает разные степени воздействия со стороны государства на частные предприятия и на предприятия государственного сектора. Этот порядок при всей неотработанности пока механизма прогнозирования и планирования существует и в России. Например, согласно Федеральному закону РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета должно особо представлять Государственной Думе намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Теперь это реализуется путем представления плана развития государственного и муниципального секторов экономики.
Однако было бы неправильным
превращать индикативный план применительно
к государственному сектору в
аналог централизованного
По временнoй протяженности
индикативные планы разделяются
на среднесрочные (на период 3-6 лет) и
краткосрочные (годичные). Взаимосвязь
между ними понятна: годичные планы
являются конкретизацией среднесрочных
индикативных проработок, и они отличаются
большей детализацией параметров, а
также меньшим разбросом
Разработка индикативных планов не может вестись изолированно от процессов бюджетирования. Известно, что в России федеральные бюджеты, как и бюджеты субъектов федерации, до сих пор в основном разрабатывались в режиме годичного цикла. В этих условиях все программы и планы с государственным участием получали ресурсное обеспечение в привязке к технологиям принятия годовых бюджетов, что во многом обесценивало среднесрочные программы и планы. В большинстве стран мира ныне бюджетные разработки делаются в расчете на двух-, трехлетние взаимопереходящие циклы. Причем принято разделять бюджет на две части – на оперативную и капитально-инвестиционную, что делается ради обеспечения приоритетности и стабильности долговременных инвестиционных расходов. В России также наметились в организации бюджетного процесса перемены. Согласно принятому Правительством РФ 15 апреля 2004 г. решению бюджет на каждый очередной финансовый год должен быть составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Это, с одной стороны, призвано обеспечивать преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. С 2008г. вводится практика трехлетнего бюджетного планирования.
Особо хочется обратить внимание
на органическую взаимосвязь разработки
и реализации индикативных планов с
механизмами формирования и осуществления промышленной
политики страны. Мы выделяем промышленную
политику из всей совокупности форм и
разновидностей политики государства
по развитию национальной социально-хозяйственной
системы в силу того, что именно она концентрированно
выражает инновационно-созидательные
возможности стратегической линии государства.
И в этой связи на приводимой далее схеме
(рис. 2.1) взаимосвязей индикативных планов
с другими компонентами механизма стратегического
развития промышленная политика изображена
как политика инновационно-
Рис.1. Взаимосвязи индикативных планов с другими компонентами механизма стратегического развития страны
Активная промышленная (инновационно-промышленная) политика означает высокую готовность общества к восприятию новых технологических возможностей и обеспечение всякий раз наиболее точных и социально приемлемых решений относительно приоритетов на будущее. Национальные проекты и программы становятся одновременно и обоснованными в социально-экономическом смысле, и насыщенными наиболее прогрессивными научно-технологическими решениями. Соответственно, повышается социальная обоснованность и научно-технологический уровень конкретных целевых программ.
Среднесрочные индикативные
планы благодаря их оплодотворению
идеями социально-экономической и
инновационно-промышленной политики превращаются
в мощный фактор повышения наукоемкости
всего процесса социально-экономического
развития. А это становится устойчивой
базой структурных сдвигов, обеспечивающих
нарастание в каждом цикле общественного
воспроизводства доли
Непосредственное воплощение
национальной долговременной стратегии
и индикативных планов в делах
по социально-экономическому развитию
страны происходит (как показано на
рис. 3.1) через действие корпораций (предприятий),
через федеральные целевые
Успех индикативного планирования и систем программирования социально-экономического развития в решающей степени определяется способностью правительств интегрировать стратегические подходы отдельных экономических агентов вокруг общенациональных целей и интересов.
Государственное планирование – это не только макроэкономический прогноз и не просто совокупность мер промышленной и региональной политики, а прежде всего процесс общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и общества в целом, это процесс достижения согласия по поводу перспектив между фирмами, гражданами и правительственными инстанциями.
Индикативное планирование
реализуется в условиях функционирования
рынка и одновременного функционирования
предприятий и организаций
Данное направление в
России, реализуется с большими трудностями
и противоречиями, испытывая противодействие
со стороны большого числа политиков
и некоторых научно-
Миф первый: "Индикативное планирование не отличается от директивного. Утверждение федеральным законом индикативного плана невозможно, так как рыночной экономике не свойственно директивное планирование".
На самом деле индикативное планирование служит достижению долгосрочных целей экономического развития страны методами косвенного воздействия на предприятия и не имеет ничего общего с социалистическим директивным планированием, когда спускаемые сверху планы безальтернативны и приравниваются к приказу. Индикативный план, не сковывая инициативы частного бизнеса, помогает определять общий курс управления предприятиями, информируя руководство и плановые подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без такого плана сложно обосновать направления и размеры инвестиций. В процесс составления плана под эгидой специально создаваемых правительством или президентом страны, управляющих органов вовлекаются многие предприятия, другие независимые субъекты, региональные и местные власти, общественные организации. В промышленно развитых странах в этих целях при специальных органах по стратегическому планированию создавались межведомственные комиссии (например, во Франции — Комиссия по модернизации).
Применительно к индикативным
планам очень важно оценивать, "достигнуты
или не достигнуты цели, поставленные
в них". Плановые показатели выступают
в качестве экономических индикаторов
– носителей информации относительно
ожидаемой экономической
Миф второй: "Индикативное планирование противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации".
На самом деле индикативное
планирование ни в какой степени
не противоречит бюджетному законодательству,
поскольку функции
Реализация программно-целевого
подхода предполагает более четкое
целеполагание для проводимой экономической
политики, ориентированной на достижение
конкретных экономических результатов
с точки зрения как темпов экономической
динамики, так и ее структурного
наполнения и качества. При таком
подходе экономические реформы
должны рассматриваться не как самоцель,
а как инструмент достижения вполне
конкретных результатов экономического
прогресса. Важно здесь ориентироваться
на принцип движения от общего к
частному — от общенациональных приоритетов
экономического развития и стратегических
целей деятельности правительства
к целям и задачам субъектов
бюджетного планирования и реализуемым
ими целевым федеральным и
ведомственным бюджетным
Миф третий: "Экономические индикаторы как основные составляющие индикативных планов являются только вспомогательными инструментами для разработки прогноза экономического развития".
Напротив, прогноз как
более ранняя фаза разрабатывается
для обоснования обобщающих показателей
индикативных планов. Индикатор является
центральным понятием системы индикативного
планирования. Индикаторы определяются
как параметры границ, в пределах
которых система, включающая организационные
механизмы, технологические связи,
материальные и финансовые потоки,
может устойчиво
Дальнейшее влияние на
объект управления осуществляется при
помощи регуляторов — особых механизмов
поддержания оптимального функционирования
процессов. Регулятор является механизмом
реакции на значение индикатора. Процесс
управления строится на мониторинге
факторных показателей (регуляторов),
их анализе с учетом влияния на
целевой показатель (индикатор), прогнозе
возможных изменений