Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:29, контрольная работа
Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.
Введение
Основы государственной бюджетной политики
Доходы и расходы государства
Проблемы бюджетной политики
Основные направления государственной бюджетной политики
Реформы для бюджетной политики
Межбюджетная политика
Бюджетный процесс
Заключение
Список литературы
Типичными для бюджетной
политики являются лаг распознавания,
лаг решения и лаг выполнения.
Лаг распознавания представляет
собой период между фактическим
изменением экономической ситуации
и тем моментом, когда такие
изменения обнаружены. Существование
лага распознавания обусловлено
тем, что в современных условиях
экономическая система
Лаг решения представляет собой разрыв между моментом осознания необходимости действий и моментом принятия решений. Например, если правительство сталкивается с необходимостью корректировки бюджетной политики, то в этом случае исполнительной властью должны быть подготовлены соответствующие законопроекты, которые подлежат рассмотрению в парламенте. Это может потребовать значительного времени, в течение которого экономическая ситуация может существенно измениться и потребовать принятия иных мер.
Кроме того, на практике существует временной разрыв между моментом принятия решения и началом его фактической реализации. Данный временной отрезок носит название лага выполнения.
Важным фактором, определяющим результативность бюджетной политики, является качество рыночных институтов. Любые меры бюджетной политики могут быть результативными только если институциональная среда подготовлена для адекватной реакции на них. Неподготовленные меры не только не приводят к желаемым результатам, но и вызывают дальнейшее обострение ситуации (например, массовая приватизация в условиях отсутствия механизмов защиты прав собственности и конкуренции, увеличение государственных расходов при отсутствии эффективных механизмов контроля за их использованием).
В настоящее время разработан
ряд программных документов в
области бюджетно-налоговых
- продолжение налоговой реформы;
- реформирование системы социального обеспечения;
- превращение расходной
части федерального бюджета в
инструмент достижения
- реформирование
- совершенствование процедур формирования госзаказа;
- продолжение пенсионной реформы.
Формально данные направления
деятельности Правительства РФ указывают
на изменение приоритетов
Вместе с тем, основные
задачи бюджетной политики, обозначенные
в Бюджетных посланиях
Особенно это касается
проблем повышения
Отсутствует система количественных и качественных критериев эффективности расходования государственных средств. Цели, на достижение которых они направлены, также не обозначены количественно, что затрудняет контроль за их исполнением и указывает на декларативный характер государственных программ реформирования бюджетной сферы. Таким образом, к числу наиболее значимых проблем государственных финансов России относится оценка эффективности бюджетной политики. В частности, большое практическое значение имеет оценка влияния различных статей расходов бюджетной системы на темпы экономического развития с учетом накопленного опыта в странах с развитой рыночной экономикой.
Проведение бюджетной
политики, ориентированной на обеспечение
экономического роста, осложняется
инертностью, некомпетентностью и
чрезмерной численностью бюрократического
аппарата. Коррупция среди
5. Реформы для бюджетной политики
Проведение административной
реформы, направленной на общее сокращение
числа государственных служащих
и оптимизацию структуры
Для создания условий экономического
роста бюджетная политика должна
быть ориентирована не только на обеспечение
доходами бюджетной системы, « но
и стимулировать деловую
Ключевым фактором успеха
экономических преобразований является
улучшение финансового
Стабильность бюджетной политики является ключевым фактором создания благоприятного инвестиционного климата и снижения рисков, что предусматривает в частности:
- установление «правил
игры» и жесткой
- обеспечение прозрачности при принятии решений в рамках бюджетной политики;
- стабильность налоговой системы;
- предсказуемость структуры бюджетных расходов;
- скоардинированность действий, предпринимаемых различными уровнями государственной власти;
- обеспечение устойчивости
финансового положения
В основе экономического роста России в 1999-2002 гг. лежат в основном внешние факторы, связанные с благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей, благодаря которой эффективность экспорта была стабильно высокой. Экономический рост, основанный на благоприятной внешней конъюнктуре, не может рассматриваться в качестве устойчивой тенденции. Данные о развитии российской экономики в 2002 - начале 2003 г., доказывают, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура уже не обеспечивает необходимых темпов развития экономики и роста ее конкурентоспособности. Обеспечение экономического роста в долгосрочной перспективе невозможно без активного использования инструментов бюджетной политики. Проведение бюджетной политики, ориентированной на активизацию внутренних источников экономического роста предполагает прежде всего формирование благоприятной рыночной инфраструктуры и институциональной среды и предусматривает:
- повышение эффективности
государственных расходов и
- создание предпосылок
для дебюрократизации
- создание механизмов, способных
обеспечить привлечение
- усиление антимонопольного
регулирования в целях
- повышение эффективности
управления государственной
- стимулирование научно-
Поддержание устойчивого роста российской экономики в долгосрочной перспективе предполагает увеличение инвестиционной и инновационной активности, связанной с развитием производств, обладающих высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке. Таким образом, активизация внутренних источников экономического роста в рамках проводимой государством бюджетной политики является одним из условий выхода российской экономики на траекторию устойчивого экономического развития.
6. Межбюджетная политика
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
- сбалансированность интересов
всех участников межбюджетных
отношений;
- самостоятельность бюджетов всех уровней;
- законодательное разграничение расходных
полномочий и доходных источников между
бюджетами всех уровней;
- объективное перераспределение средств
между бюджетами для выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности регионов и
муниципальных образований;
- единство бюджетной системы;
- равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
- собственные доходы
бюджетов - доходы, закрепленные на
постоянной основе полностью или частично
за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход
- федеральные и региональные налоги
и платежи, по которым устанавливаются
нормативы отчислений в процентах в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной
финансовый год, а также на долговременной
основе (не менее чем на 3 года). Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете
того уровня, который передает регулирующие
доходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.