Бюджетная политика Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Содержание

Введение
Основы государственной бюджетной политики
Доходы и расходы государства
Проблемы бюджетной политики
Основные направления государственной бюджетной политики
Реформы для бюджетной политики
Межбюджетная политика
Бюджетный процесс
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

Типичными для бюджетной  политики являются лаг распознавания, лаг решения и лаг выполнения. Лаг распознавания представляет собой период между фактическим  изменением экономической ситуации и тем моментом, когда такие  изменения обнаружены. Существование  лага распознавания обусловлено  тем, что в современных условиях экономическая система представляет собой весьма сложный объект для  статистического изучения.

Лаг решения представляет собой разрыв между моментом осознания  необходимости действий и моментом принятия решений. Например, если правительство  сталкивается с необходимостью корректировки  бюджетной политики, то в этом случае исполнительной властью должны быть подготовлены соответствующие законопроекты, которые подлежат рассмотрению в  парламенте. Это может потребовать  значительного времени, в течение  которого экономическая ситуация может  существенно измениться и потребовать  принятия иных мер.

Кроме того, на практике существует временной разрыв между моментом принятия решения и началом его  фактической реализации. Данный временной  отрезок носит название лага выполнения.

Важным фактором, определяющим результативность бюджетной политики, является качество рыночных институтов. Любые меры бюджетной политики могут  быть результативными только если институциональная среда подготовлена для адекватной реакции на них. Неподготовленные меры не только не приводят к желаемым результатам, но и вызывают дальнейшее обострение ситуации (например, массовая приватизация в условиях отсутствия механизмов защиты прав собственности и конкуренции, увеличение государственных расходов при отсутствии эффективных механизмов контроля за их использованием).

В настоящее время разработан ряд программных документов в  области бюджетно-налоговых преобразований, в частности, «Основные направления  социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)», «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2004 годы)», а также  «Сценарные условия функционирования экономики в 2003 году и на период до 2005 года». Кроме того, в бюджетном  послании Президента России на 2004 г. изложены основные цели бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Их анализ позволяет выделить основные направления государственной бюджетной политики России. В качестве главной цели бюджетной политики как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе рассматривается стимулирование экономического роста. В основе бюджетной политики заложен принцип профицитности бюджета, обеспечивающий финансирование расходов бюджета в соответствии с доходами. К стратегическим ориентирам и направлениям бюджетной политики России, зафиксированным в указанных документах, относятся:

- продолжение налоговой  реформы;

- реформирование системы  социального обеспечения;

- превращение расходной  части федерального бюджета в  инструмент достижения важнейших  социально-экономических приоритетов;

- реформирование государственного  сектора;

- совершенствование процедур  формирования госзаказа;

- продолжение пенсионной  реформы.

Формально данные направления  деятельности Правительства РФ указывают  на изменение приоритетов государственной  бюджетной политики -с исключительно финансовой стабилизации на реформирование налоговой системы, а также пересмотр структуры государственных расходов с учетом стоящей перед страной задачи стимулирования и поддержания экономического роста в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, основные задачи бюджетной политики, обозначенные в Бюджетных посланиях Президента в 2001-2004 гг., в значительной степени  совпадают, что свидетельствует  о низкой степени их фактического выполнения.

Особенно это касается проблем повышения эффективности  государственных расходов и управления государственной собственностью. Бюджетные  средства по-прежнему расходуются крайне неэффективно и оценка их социально-экономической  результативности отсутствует. Бюджетные  расходы и находящаяся в руках  государства собственность пока мало способствуют решению стратегической задачи формирования рыночной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности  российской экономики.

Отсутствует система количественных и качественных критериев эффективности  расходования государственных средств. Цели, на достижение которых они  направлены, также не обозначены количественно, что затрудняет контроль за их исполнением и указывает на декларативный характер государственных программ реформирования бюджетной сферы. Таким образом, к числу наиболее значимых проблем государственных финансов России относится оценка эффективности бюджетной политики. В частности, большое практическое значение имеет оценка влияния различных статей расходов бюджетной системы на темпы экономического развития с учетом накопленного опыта в странах с развитой рыночной экономикой.

Проведение бюджетной  политики, ориентированной на обеспечение  экономического роста, осложняется  инертностью, некомпетентностью и  чрезмерной численностью бюрократического аппарата. Коррупция среди государственных  служащих приобрела массовый характер, что также не может не оказывать  искажающего воздействия на бюджетную  сферу.

 

5. Реформы для бюджетной политики

 

Проведение административной реформы, направленной на общее сокращение числа государственных служащих и оптимизацию структуры органов  государственного управления, является необходимым условием эффективной  бюджетной политики. Конечными результатами такой реформы должно стать снижение коррупции, повышение эффективности расходов на государственное управление и улучшение его качества.

Для создания условий экономического роста бюджетная политика должна быть ориентирована не только на обеспечение  доходами бюджетной системы, « но и стимулировать деловую активность, что, в свою очередь, предполагает благоприятные  условия для развития предпринимательской  активности, защиты частной собственности, частных накоплений и инвестиций. Чрезмерная фискальная ориентация бюджетной  политики ведет к подавлению частной  предпринимательской активности, избыточному  налоговому бремени и росту теневой  экономики. Во многом недостатки бюджетной  политики стали помехой на пути развития в России конкурентной рыночной экономики. В то же время бюджетная сфера  должна, конечно, обеспечивать государство  финансовыми ресурсами для решения  стоящих перед ним задач. Однако без устойчивого экономического роста невозможно увеличить доходы бюджета, обеспечить подъем уровня жизни  населения, восстановить экономическое  и политическое влияние страны в  мировом сообществе.

Ключевым фактором успеха экономических преобразований является улучшение финансового положения  предприятий, от которого зависят экономический  рост, увеличение финансовых ресурсов государства, и в конечном счете, стабилизация социально-политической ситуации в стране. Поэтому бюджетная политика должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата, в свою очередь, предполагающее существенное снижение рисков хозяйственной деятельности. К причинам высоких рисков относятся низкий уровень доверия хозяйствующих субъектов к экономической политике государства и слабость рыночных институтов.

Стабильность бюджетной  политики является ключевым фактором создания благоприятного инвестиционного  климата и снижения рисков, что  предусматривает в частности:

- установление «правил  игры» и жесткой ответственности  за их соблюдение субъектами  финансовых отношений;

- обеспечение прозрачности  при принятии решений в рамках  бюджетной политики;

- стабильность налоговой  системы;

- предсказуемость структуры  бюджетных расходов;

- скоардинированность действий, предпринимаемых различными уровнями государственной власти;

- обеспечение устойчивости  финансового положения государственной  власти как фактора снижения  социально-политических рисков.

В основе экономического роста  России в 1999-2002 гг. лежат в основном внешние факторы, связанные с  благоприятной конъюнктурой на мировом  рынке энергоносителей, благодаря которой эффективность экспорта была стабильно высокой. Экономический рост, основанный на благоприятной внешней конъюнктуре, не может рассматриваться в качестве устойчивой тенденции. Данные о развитии российской экономики в 2002 - начале 2003 г., доказывают, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура уже не обеспечивает необходимых темпов развития экономики и роста ее конкурентоспособности. Обеспечение экономического роста в долгосрочной перспективе невозможно без активного использования инструментов бюджетной политики. Проведение бюджетной политики, ориентированной на активизацию внутренних источников экономического роста предполагает прежде всего формирование благоприятной рыночной инфраструктуры и институциональной среды и предусматривает:

- повышение эффективности  государственных расходов и увеличение  доходов федерального бюджета  за счет природной ренты с  добываемых и экспортируемых  сырьевых товаров при снижении  общей налоговой нагрузки на  обрабатывающие отрасли;

- создание предпосылок  для дебюрократизации экономики  и активизации предпринимательской  деятельности;

- создание механизмов, способных  обеспечить привлечение финансовых  ресурсов в развитие рыночной  инфраструктуры;

- усиление антимонопольного  регулирования в целях пресечения  злоупотреблений монопольным положением  на рынке, а также регулирования  инфляционных процессов;

- повышение эффективности  управления государственной собственностью  при кардинальном усилении ответственности  и прозрачности деятельности  назначаемых от имени государства  менеджеров;

- стимулирование научно-технического  прогресса, включая использование  целевых программ, предусматривающих  государственную поддержку инновационной  активности в конкурентоспособных  сегментах российской экономики.

Поддержание устойчивого  роста российской экономики в  долгосрочной перспективе предполагает увеличение инвестиционной и инновационной  активности, связанной с развитием  производств, обладающих высоким потенциалом  конкурентоспособности на мировом  рынке. Таким образом, активизация  внутренних источников экономического роста в рамках проводимой государством бюджетной политики является одним  из условий выхода российской экономики  на траекторию устойчивого экономического развития.

 

 

 

 

6. Межбюджетная политика

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

- сбалансированность интересов  всех участников межбюджетных  отношений; 
- самостоятельность бюджетов всех уровней; 
- законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; 
- объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; 
- единство бюджетной системы; 
- равенство всех бюджетов РФ.

Межбюджетные  отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных  уровней.

Доходы  бюджетов можно разделить на две  группы:

- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами; 
- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования  является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Информация о работе Бюджетная политика Государства