Бюджетная политика Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Содержание

Введение
Основы государственной бюджетной политики
Доходы и расходы государства
Проблемы бюджетной политики
Основные направления государственной бюджетной политики
Реформы для бюджетной политики
Межбюджетная политика
Бюджетный процесс
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

• самофинансирования;

• бюджетного финансирования;

• кредитного обеспечения.

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных  предприятий за счет их собственных  финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется  для обеспечения затрат, имеющих  общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих  и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами  разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств  на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение  между названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

 
Расходы федерального бюджета:

 
- расходы на государственное управление и местное самоуправление;

 

-судебная власть;

 
-расходы в сфере международной деятельности;

 
-расходы на международное сотрудничество;

 
-расходы на реализацию международных договоров в рамках СНГ;

 

-фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

 
-промышленность, энергетика и строительство технические регламенты, стандартизация и обеспечение единства измерений;

 
-государственная поддержка угольной отрасли;

 
-государственная поддержка народных художественных промыслов;

 
-воспроизводство минерально-сырьевой базы;

 
-сельское хозяйство и рыболовство;

 
-охрана окружающей среды и природных ресурсов;

 
-транспорт, связь и информатика;

 

-автомобильный транспорт

 

-железнодорожный транспорт;

 

-водный транспорт;

 
-воздушный транспорт;

 
-связь и информатика;

 
-расходы в области социально-культурной сферы;

 
-расходы на образование;

 
-культура, искусство и кинематография;

 
-расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт;

 
-расходы на социальную политику;

 
-расходы по обслуживанию государственного долга;

 
-финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы;

 
-исследование и использование космического пространство;

 
-дорожное хозяйство.

 

3. Проблемы бюджетной политики

    Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

   Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

     Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

    Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

.Нормативно-расчетные (формализованные)  методы регулирования межбюджетных  отношений и предоставления финансовой помощи.

     Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

     Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя обслуживание государством общества. При этом чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.

      Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.

     Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

Организация вертикального  бюджетного регулирования также  сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые  в определенной мере стимулируют  субъекты Федерации к повышению  дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения  средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес  так называемых нуждающихся регионов, вторая - в адрес особо нуждающихся. Нуждающимся считается регион, среднедушевые  доходы которого ниже, чем в среднем  по России, особо нуждающимся - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств  региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что  стремление федерального Правительства  снизить дефицит бюджета наталкивается  на экономически обусловленное противостояние регионов. Впрочем это и естественно.

Таким образом, очевиден тот  факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма  способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

Тем не менее, само по себе бюджетное  выравнивание не является решающим признаком  бюджетного федерализма, ибо может  иметь место и в унитарном  государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый  способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической  системы общества.

Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге  позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость  и объективность нашей рыночной экономической системы.

 

Современной российской бюджетной  политике приходится решать ряд важных проблем.

Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и запретительного  налогообложения по реализации организациями  на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

Во-вторых, предстоит кардинально  изменить существующее положение, при  котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются  дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением  государственных функций.

В-третьих, с учетом приоритетного  финансирования выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и  погашения части задолженности  по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять  с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать  сокращения объемов текущих поступлений  налоговых платежей в денежной форме  в федеральный бюджет.

В-четвертых, Правительство РФ предполагает изменить объемы и механизм финансирования аппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования  сэкономленных сумм для решения  функциональных задач фондов.

В-пятых, в целях рационального  управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных  счетах важно централизовать все  доходы и средства федерального бюджета  на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету  федерального казначейства. Это обеспечит  строго целевое использование средств  бюджетных фондов.

В-шестых, назрела ревизия федеральных  целевых программ с целью уточнения  и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации.

В-седьмых, важно обеспечить строгое  соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной  продукции, вытеснить нелегального производителя с алкогольного и  табачного рынков.

В-восьмых, необходима единая система  мониторинга и управления государственным  долгом, включая внешние займы  субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предстоит также  разработать и принять программу  погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его  субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее  нормативов, при несоблюдении которых  выпуск долговых обязательств будет  автоматически приостанавливаться.

 

4.Основные направления государственной бюджетной политики

 

Исходя из целей, которые  ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной  бюджетной политики относятся:

- формирование доходной  и расходной частей бюджетной  системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;

- управление бюджетным  дефицитом (профицитом);

- управление государственным  долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных  отношений;

- обеспечение государственных  приоритетов в развитии отдельных  видов деятельности, в частности  инновационной, предоставление государственных  кредитов;

- регулирование социальных  процессов;

- управление государственной  собственностью;

- регулирование иностранных  инвестиций и внешнеэкономической  деятельности.

Данные направления бюджетной  политики не должны рассматриваться  в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической  функции государственного регулирования  рыночной экономики. Особое внимание при  этом уделяется координации государственных  мероприятий в области бюджетной  и денежной политики.

Согласованность бюджетной  и денежной политики обеспечивает результативность государственного регулирования, напротив ее отсутствие неизбежно приводит к  кризисным явлениям. Инструменты  бюджетной и денежной политики дополняют друг друга, составляя единую систему инструментов государственного воздействия на экономику, поэтому во многих случаях сложно провести четкую грань между ними. Согласованность денежной и бюджетной политики достигается посредством взаимодействия Правительства, Центрального банка и Парламента. Бюджетная политика государства в сочетании с денежной призвана обеспечить формирование благоприятных условий социально-экономического развития в России.

В различных странах одни и те же мероприятия бюджетной  политики приводили к прямо противоположным  результатам. Более того, мероприятия  бюджетной политики, реализация которых  приносила положительные результаты на определенном этапе развития государства, в дальнейшем оказываются неэффективными, приводят к снижению конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому разработка и реализация бюджетной политики предполагает учет связанных с этим сложностей.

Влияние политических факторов, институциональных особенностей и  наличие временных лагов существенно  осложняет проведение бюджетной  политики, делает менее предсказуемыми ее конечные результаты.

Как отмечает Дж. Бьюкенен, изучение государственных финансов невозможно в отрыве от политических факторов. Более того именно особенности политического процесса существенным образом влияют на вектор бюджетной политики. При принятии решений в сфере бюджетной политики ключевую роль играют представительные органы власти, а также различные министерства и ведомства, имеющие свои приоритеты относительно расходования бюджетных средств и направлений изменения налоговой системы, которые могут и не соответствовать реальным потребностям общества.

Проведение бюджетной  политики осложняется также существованием временных лагов, при этом «длина»  лагов существенно различается  по странам и, в свою очередь, определяется большим количеством факторов. Изучение данной проблематики является одним  из наиболее сложных и спорных  вопросов в современной финансовой науке, вместе с тем можно сформулировать общее правило, согласно которому чем  меньше «длина» временных лагов, тем более эффективно государство  выполняет свои функции.

Информация о работе Бюджетная политика Государства