Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:12, курсовая работа
Цель данной контрольной работы: состоит в теоретическом изучении проблемы и анализе ситуации безработицы среди молодежи двадцать первого века.
Актуальность темы состоит в том,что ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Введение
Глава 1.Молодежь в современном мире
1.1 Безработица среди молодежи как проблема
1.2Безработица: причины возникновения, сущность и виды
1.3 Проблема выпускников на рынке труда
Глава 2.Социально-экономические последствия России
2.1 Анализ рынка труда
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Понятие безработицы кто является безработным
2.4 Пути и выходы, из сложившейся экономической ситуации безработицы среди молодежи.
Заключение
Список использованных источников
Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке трудаПроблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.
Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армииПроблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.В качестве возможных путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.
Инфантилизм молодежи в поиске работыМолодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.Необходимо проводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.
Проблема неосведомленности
населения о своих правах и
возможностях в поиске работы.В
настоящее время население крайне неудовлетворительно
информировано о возможностях поиска
работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся
пассивная позиция в поиске работы, так
и определенного рода предрассудки, неверная
интерпретация ищущими работу гражданами
своего положения как неудачника и просителя.
Кроме того, оказалось, что информационных
каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.В
связи с этим необходимой представляется
работа по широкому и доступному информированию
населения о существующих на рынке вакансиях.
Также необходимо информирование о существующих
возможностях получить такого рода информацию.В
конечном итоге широкое информирование
граждан о существующих возможностях
и правах в поиске работы позволить частично
снять каждую из названных проблем.
Глава 2.Социально-экономические последствия
России
2.1 Анализ рынка труда
Становление
рыночных отношений всегда затрагивает
одну из важнейших сфер экономики — занятость
трудовых ресурсов. В дореформенный период
обеспечение занятости населения основывалось
на командно-административных методах:
лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста
и не имеющие ограничений по здоровью,
были обязаны либо учиться, либо работать.
В противном случае они в принудительном
порядке направлялись на работу или преследовались
по закону (объявлялись «тунеядцами»).
Иными словами, всё трудоспособное население
страны было крепостными у государства,
которое предписывало, где и по какой профессии
должен трудиться человек, какую заработную
плату он должен получать, какие иметь
льготы.Отличительной особенностью рыночной
экономики является то, что человек самостоятельно
принимает решение о том, работать ему
или нет. Государство не вправе заставить
его трудиться, что закреплено в «Законе
о занятости».Стремление обеспечить практически
стопроцентную занятость трудоспособного
населения в ущерб экономической эффективности
производства привело к тому, что на многих
предприятиях имел место не дефицит рабочей
силы (как о том часто говорили руководители
предприятий), а её излишек. В результате
этого в условиях командно-административной
экономики при формальном отсутствии
безработицы она фактически существовала
в «скрытой» форме: часть работников фактически
только присутствовала на работе, имитируя
трудовую деятельность. Реформирование
экономики России со всей остротой поставило
проблему становления рынка труда как
одной из подсистем всего рыночного механизма.
Уже на первых этапах (1992—1995 гг.) произошло
существенное сокращение численности
занятых в экономике страны. Это было вызвано
не только кризисными явлениями (спадом
производства), но и тем, что в условиях
командно-административной экономики
занятость населения искусственно поддерживалась
на очень высоком уровне (практически
всё трудоспособное население работало,
в то время как для эффективной рыночной
экономики этот показатель не превышает
94—95 %). В результате на предприятиях был
существенный избыток рабочей силы.С началом
реформ многие предприятия стали сокращать
излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая»
форма безработицы перешла в «открытую».
Уже к концу 1991 г. в стране появились первые
официально зарегистрированные безработные.
Безработица для любого государства —
явление со знаком «минус». Речь идёт не
только об экономических потерях (снижение
численности занятых приводит к недовыпуску
товаров и услуг), но и социальных (снижаются
доходы населения, растет социальная напряжённость
в обществе). Однако нормально функционирующая
рыночная экономика объективно предполагает
наличие безработицы. Важно, чтобы её уровень
не превышал предельно допустимую отметку.
Общепризнано, что если показатель безработицы
не превышает 5 %, то ситуация на рынке труда
не является напряжённой: человек, ищущий
работу, может достаточно быстро её найти.
В то же время работодателю достаточно
сложно заполнить вакансию. При превышении
данного уровня на рынке труда складывается
зеркальная ситуация: теперь безработному
трудно найти работу, в то время как работодатели
имеют возможность выбирать тех, кто им
больше всего подходит.В этой ситуации
одной из основных экономических функций
государства является проведение такой
экономической политики, которая обеспечивала
бы в стране занятость на уровне экономически
эффективном (то есть таком, при котором
уровень безработицы не превышал бы 5 %).В
России в 1991 г. во всех регионах была создана
государственная служба занятости, основная
задача которой состояла в том, чтобы помочь
безработным найти работу. В дальнейшем
функции служб занятости заметно расширились:
они стали оказывать профориентационные
услуги (подбирать работу в зависимости
от психологических особенностей личности),
проводить переобучение безработных по
профессиям, которые требуются на рынке
труда данного региона, оказывать материальную
помощь особо нуждающимся безработным,
создавать и сохранять рабочие места на
тех предприятиях, где ожидается массовое
высвобождение рабочей силы, предоставлять
ссуды тем безработным, которые собираются
открыть собственное дело.В самом начале
реформ многие экономисты прогнозировали
высокий уровень безработицы, связанный
как со спадом производства, так и с изменением
структуры экономики (появление частных
и акционерных предприятий, перепрофилирование
производств на выпуск конкурентоспособной
продукции, конверсия предприятий военно-промышленного
комплекса). Однако эти опасение не оправдались:
безработица не превышала опасно допустимого
уровня. Произошло это в результате того,
что многие предприятия (прежде всего
крупные) начали ориентироваться на сохранение
численности персонала путём введения
сокращённой рабочей недели, вынужденных
отпусков и других мер. В результате этого
в нашей экономике по-прежнему сохранилось
такое понятие, как «скрытая безработица»:
с одной стороны, работник и не уволен
с предприятия, а с другой — и не работает.
По некоторым данным, уровень скрытой
безработицы составляет 15 % , а официальный
— 3,4 % (на начало 1997 г.).Отличительной особенностью
рынка труда в начале реформ было активное
сокращение женщин и лиц с высшим образованием:
доля этих категорий в составе безработных
составляла 60—70 %. Однако в настоящее время
ситуация несколько изменилась: всё чаще
безработными становятся мужчины и те,
кто не имеет специального профессионального
образования. Последнее свидетельствует
о том, что всё больше растет спрос на квалифицированную
рабочую силу, имеющую специальную профессиональную
подготовку.
Так как регионы страны
существенно различаются по экономическому
потенциалу (сельскохозяйственные, промышленные),
демографической структуре населения
(районы с высокими темпами прироста населения
и районы, где численность населения снижается)
и климатическим условиям, то и региональные
(или локальные) рынки труда значительно
отличаются друг от друга. Так, для южных
областей России и республик Северного
Кавказа характерен высокий уровень безработицы,
высокая напряжённость на рынке труда
(например, в Калмыкии на 1 рабочее место
претендовали 470 человек, в Ингушетии —
415, в Ивановской области — 190, в то время
как по Российской Федерации — около 10).
В то же время в северных областях и краях
ощущается дефицит рабочей силы. Кроме
того, в крупных городах уровень безработицы
заметно ниже, чем в небольших и в сельских
районах, что объясняется большими возможностями
найти работу. Не случайно в крупных городах,
как правило, требуется меньше времени
найти работу, чем в небольших населённых
пунктах.Становлению рынка труда в России
препятствует ряд причин. Во-первых, рынок
труда не сбалансирован: с одной стороны,
существует достаточно большое число
вакантных рабочих мест, с другой — значительное
число безработных, чья профессиональная
или квалификационная подготовка не соответствует
требованиям работодателей. Во-вторых,
по-прежнему существуют административные
и правовые ограничения на миграцию рабочей
силы (институт прописки). В-третьих, отсутствует
реальный рынок доступного жилья, что
также сдерживает территориальное перераспределение
трудовых ресурсов.Наконец, в-четвёртых,
экономика всё ещё остаётся высокомо-нополизированной,
что позволяет работодателям диктовать
условия занятости (в частности, уровень
заработной платы), а работники вынуждены
их принимать.Противоречивый характер
проведения экономических реформ в стране
не позволяет с достаточной степенью вероятности
прогнозировать сроки формирования эффективного
рынка труда. Очевидно лишь одно — создание
конкурентной среды на всех рынках ресурсов,
товаров и услуг в сочетании с формированием
у населения трудовой мотивации, адекватной
рыночным условиям, позволит значительно
сократить издержки и период вхождения
России в цивилизованный рынок. Стабилизация
политической ситуации и структурная
перестройка экономики привели к устойчивому
росту и развитию производства. Это обусловило
увеличение количества рабочих мест и
рост спроса на труд (за последние 3 года
численность занятых.
2.2 Государственная политика занятости
Государственная
политика занятостиНаиболее масштабной
задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном
хозяйстве Украины является деятельность
по социальной защите всех слоев общества
и по выработке стратегии эффективной
социальной политики. Формой ее реализации
выступает фактический образ действий
государства, воплощенный в социальную
политику, которая охватывает все сферы
экономических отношений в стране.Одним
из важнейших направлений его деятельности
является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного
труда и ,как следствие, увеличения национального
дохода . Существуют некоторые проблемы,
связанные с регулированием занятости
и обеспечения социальной защиты населения.
В данной работе рассмотрены такие немаловажные
проблемы , как нестабильность на рынке
труда и невозможность охватить социальной
защитой все слои населения, обусловленные
отсутствием нормативно-законодательной
базы и прочими трудностями, которые зиждятся
на сложившейся политико-социальной атмосфере
нашего формирующегося в зарождающихся
рыночных отношениях и накалившейся криминогенной
ситуации общества, которая усугубилась
кризисом государственной власти. Анализ
проблем занятости - обширная область
научного знания, сосредоточивающая интересы
таких дисциплин, как социология труда
и индустриальная социология, трудовые
отношения и социология профессий.
Занятость - это сфера и форма социальных отношений по экономическому основанию. Такое определение связано с тем, что занятость отражает сходства и различия, согласие и борьбу между индивидами и группами в обществе с точки зрения таких важнейших ценностей в жизни людей, как труд, профессиональное самоопределение, доходы как материальная основа существования, что определяет интерес социологии к проблеме занятости. Первый принцип — обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип — создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии с действующим в России законодательством под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход) Данное определение является базовым, которое дополняется выше перечисленными авторами. Радаев В.В. в своих работах подчёркивает, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность.
Кузьмин С.А. рассматривает категорию занятость в рамках так называемого «молекулярного подхода». [2.,с.119]
Систему как целостный
объект составляет и цементирует
множество отношений между
Структуру системы образуют те отношения, которые являются устойчивыми и функциональными для данной системы. Взаимодействие этих (структурных) элементов ведет к количественному росту системы. Вместе с тем в системе спорадически появляются неструктурные элементы, которые существуют одновременно со структурными либо в «непристроенном» виде, либо, со временем, образуя свои, неструктурные, коалиции с другими «непристроенными» элементами. Усиливаясь, они создают в системе параллельные («теневые») структуры, которые, укрупняясь, начинают претендовать на свое место в системе и противостоять, с той или иной степенью интенсивности, существующим структурным элементам и их отношениям. Достаточно интенсивное противостояние порождает качественные изменения в системе.
Данный «молекулярный
подход» предполагает, что сеть общественных
отношений, связанных с занятостью,
является мощным системообразующим
фактором, определяющим любую современную
социальную систему, независимо от принятого
в ней режима хозяйствования. Более того,
эта сеть отношений, со всеми ее многочисленными
«входами» и «выходами», является, по нашему
убеждению, фундаментом самой структуры
социальной системы. Проблема обеспечения
занятости населения в период перехода
к рыночной организации экономики является
исключительно актуальной и требует научной
разработки правовых средств, направленных
на развитие занятости и формирование
эффективного правового механизма государственного
регулирования, объединяющего политику
занятости, финансово - экономические,
кадровые и правовые компоненты.Основные
направления политики российского государства
по содействию реализации прав граждан
на полную, продуктивную и свободно избранную
занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости
среди которых, частности, следующие:-развитие
трудовых ресурсов, повышение их мобильности,
защита национального рынка труда;-обеспечение
равных возможностей всем гражданам РФ
независимо от национальности, пола, возраста,
социального положения, политических
убеждений и отношения к религии в реализации
права на добровольный труд и свободный
выбор занятости;-создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека;-поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности, содействие развитию
их способностей к производительному,
творческому труду;-осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;-предупреждение
массовой и сокращение длительной (более
одного года) безработицы;-поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и создающих
новые рабочие места прежде всего для
граждан, испытывающих трудности в поиске
работы;-объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения;-координация деятельности
государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов
работников и работодателей в разработке
и реализации мер по обеспечению занятости
населения;-международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации
за пределами территории Российской Федерации
и иностранных граждан на территории Российской
Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.Приведенные выше направления
государственной политики, как правило,
получают свое развитие в иных нормативных
правовых актах (прежде всего - федеральных
и территориальных программах содействия
занятости), а также в коллективных соглашениях
с участием органов государства .В зависимости
от содержания основных направлений государственной
политики в сфере занятости можно выделить
два ее вида:1) активную государственную
политику в сфере занятости;2) пассивную
государственную политику в сфере занятости.
Активной политике
свойственно наличие форм обеспечения
занятости, направленных на скорейшее
подыскание работы, а также на переобучение
и профессиональное обучение безработных,
то есть государство устанавливает дополнительные
стимулы для тех, кто пытается получить
работу. Примечательно, что в отношении
отдельных категорий граждан, особо нуждающихся
в социальной защите на рынке труда, государство
принимает на себя обязательства по созданию
повышенных гарантий в сфере их трудоустройства
(квотирование рабочих мест для инвалидов
и молодежи, создание специальных программ
трудоустройства и др.), что позволяет
говорить об обеспечении их занятости.
Подобные обязательства государства конкретизируются
в нормативных правовых актах, в том числе
в принимаемых Правительством РФ (а также
государственными органами субъектов
Федерации) специальных целевых программ.
2.3 Понятие безработицы,кто
Уровень
безработицы — количественный показатель,
позволяющий сравнить безработицу для
разной численности населения (для разных
стран или для разных периодов одной и
той же страны). Уровень безработицы рассчитывается
как отношение числа безработных к общему
числу занятых в хозяйстве или к численности
интересующей группы населения (безработица
среди женщин, молодёжи, сельского населения
и т. п.). аще всего выражается в процентах.Издержки
безработицы:
1)недополученный выпуск продукции — отклонение
фактического ВВП от потенциального в
результате неполного использования совокупной
рабочей силы (чем выше уровень безработицы,
тем больше отставание ВВП);
2) сокращение доходной части федерального
бюджета в результате уменьшения налоговых
поступлений и снижения выручки от реализации
благ;
3) прямые потери в личных располагаемых
доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших
безработными, и членов их семей;
4) рост затрат общества на защиту работников
от потерь, вызванных безработицей: выплату
пособий, реализацию программ по стимулированию
роста занятости, профессиональную переподготовку
и трудоустройство безработных и т. д. Начнем
с выяснения ключевого понятия «безработный».
По определению Международной Организации
Труда, безработный - это человек, который
хочет работать, может работать, но не
имеет рабочего места. В данном определении
в неявном виде признается так называемая
Свобода труда. Такая свобода впервые
признана в нашей стране в Конституции
Российской Федерации Труд свободен. Каждый
имеет право свободно распорядитъся своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию. В первую очередь, прежде
чем говорить о социальных гарантиях безработным,
необходимо определить, что подразумевается
под понятием «безработный». Дело в том,
что для получения безработным гражданином
социальной поддержки государства, необходимо
наличие у него определенного статуса.
Если гражданин не занят какой-либо деятельностью,
то это еще не дает основания называть
его безработным. Опять же, всегда существует
категория граждан, которые способны,
могут, но не желают трудиться. Это их право,
принудительный труд в нашей стране запрещен.
По сути, в общеупотребительном смысле
они также являются безработными, но социальная
поддержка государства направлена на
определенную группу незанятых граждан,
отвечающим определенным критериям. В
этой главе я попробую раскрыть понятие
безработного, каким его определяет законодатель,
показать, что необходимо для получения
статуса безработного, охарактеризовать
права и обязанности безработного. Исходя
из этого определения можно выделить следующие
необходимые условия для признания граждан
безработными: трудоспособность, отсутствие
работы и заработка, регистрация в органах
службы занятости в целях поиска подходящей
работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается
по двум критериям: состояние здоровья
и возраст. Так, например, инвалид не может
считаться трудоспособным, если у него
нет заключения медико-социальной экспертной
комиссии, где конкретно указывается,
какую работу данный гражданин может выполнять,
рекомендуемый для него режим труда и
отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного
возраста (16 лет) или достигшие пенсионного
возраста, также не принадлежат к категории
трудоспособных граждан. Под гражданами,
не имеющими работы и заработка, подразумеваются
граждане, не работающие и не имеющие каких-либо
форм доходов. Доходы могут быть самыми
разнообразными. Это не только заработная
плата, но и получение процентов по ценным
бумагам, получение дохода от участия
в хозяйственных товариществах и обществах
и т.д. На практике, при обращении граждан
в службу занятости, возникает множество
спорных вопросов по поводу наличия у
граждан доходов. Например, как быть с
акционерами обществ, являющихся владельцами
акций, по которым они получают доход в
виде дивидендов, и не имеющих иных источников
дохода. Ведь в действительности эти дивиденды
могут не обеспечивать и минимального
уровня жизни. Но, в соответствии с законом,
они не могут быть признаны безработными,
за исключением случаев, если докажут,
что не получают дохода по акциям, владельцами
которых являются. Готовность приступить
к работе – такое условие, которое носит
чисто субъективный характер и определяет
отношение гражданина к труду, его желание
трудиться. Если гражданин обращается
в службу занятости не с целью поиска работы,
а с одним лишь намерением получать пособие
по безработице, то это четко проявляется
в многократных отказах от подходящей
работы, что дает право службе занятости
отказать в регистрации данному гражданину
или применить соответствующие санкции.
Регистрация трудоспособных граждан,
не имеющих работы и заработка (дохода),
ищущих работу и готовых приступить к
ней, обратившихся в органы по вопросам
занятости осуществляется в 3 этапа: первичная
регистрация безработных граждан, регистрация
безработных граждан в целях поиска подходящей
работы и, наконец, регистрация граждан
в качестве безработных;
Информация о работе Безработицп среди молодежи в современном мире