Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности безработицы в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением, как безработица;
- выяснить причины возникновения и последствия безработицы;

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Со стороны оттока из рядов безработных данные Федеральной службы занятости показывают, что уровень трудоустройства не только высок - свыше 40% всего оттока, - но и направляется почти исключительно в государственные предприятия, с постепенным ростом доли сферы услуг и сокращении доли промышленности и сельского хозяйства. Хотя и наблюдается рост средней продолжительности поисков работы, что 60-80% трудоустраивающихся находят работу менее чем за 4 месяца.

Тем не менее, наблюдается снижение уровня оттока и уровня трудоустройства. Это изменение может объясняться и изменением предложения труда, и сокращением создания новых рабочих мест. Учитывая общую жесткость макроэкономической политики правительства, представляется вероятным, что доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

Еще одна особенность рынка труда в России, отражающаяся в высоком уровне оттока безработных - высокий уровень найма. Примерно 5% рабочей силы меняло место работы. Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу, переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная. /1, 437с./

Вот уже более полугода официальный уровень безработицы и количество официально зарегистрированных безработных составляют 2939 тыс. человек. Безусловно, меры, принимаемые Федеральной службой занятости РФ по смягчению напряженности на рынке труда, сдерживанию массового высвобождения, особенно на градообразующих предприятиях, несколько стабилизировали ситуацию.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест. Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие от больших городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

2.2 Государственная служба занятости населения и ее функции.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является Федеральная служба по труду и занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального (территориального) и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (рекрутинговые агентства), осуществляющие подбор специалистов немассовых профессий с широким спектром сопутствующих знаний и навыков.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства Здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных споров.

Свою деятельность Федеральная служба по труду и занятости осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Полномочия Федеральной службы по труду и занятости:

1.      Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установление порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

2.      Контроль за обеспечением государственных горантий в области занятости, за приемом на работу инвалидов в пределах установленных квот, за регистрацией инвалидов в качестве безработных, за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

3.      Регистрация граждан с целью поиска подходящей работы и безработных граждан, регистрация в уведомительном порядке отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;

4.      Оказание следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, информирование граждан в целях выбора сферы деятельности, профессии, трудоустройства, профессионального обучения, психологическая поддержка, профессиональная подготовка, повышение квалификации безработных; осуществление социальных выплат безработным (со статусом), организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, социальная адаптация безработных на рынке труда; содействие самозанятости населения, содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности, выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников, содействие в разрешении трудовых споров, организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

5.      Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, реализация территориальной программы по содействию занятости населения, осуществление контроля и координации деятельности территориальных органов и государственных учреждений Службы занятости, осуществление профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников центрального аппарата Службы занятости, территориальных органов и государственных учреждений Службы занятости;

6.      Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

7.      Право проведения необходимых обследований, испытаний, экспертизы, анализа, оценки, научных исследований в установленной сфере деятельности; право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать совещательные и экспертные органы (советы комиссии, коллегии, группы), утверждать образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

Территориальные органы Службы занятости (краевые, областные) имеются в каждом субъекте РФ. /1, 199с./

2.3             Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

1.     финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости;

2.     социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

 

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются  в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение  рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Утвержденную Федеральную целевую программу содействия занятости населения на 1996-1997 гг. по-прежнему предполагается финансировать только за счет Государственного фонда занятости, то есть отчислений работодателей. Установлены расходы фонда занятости на эту программу в 1997 г. - 12,9 трлн. руб. Другой источник финансирования программы занятости - средства федерального бюджета - только называется, а конкретные статьи и размеры расходов бюджета не указываются. Более того, в программе отмечается, что "в случае ухудшения ситуации на рынке труда для восполнения дефицита средств потребуется увеличить норматив страховых взносов в Государственный фонд занятости населения". Таким образом, по-прежнему предполагается все мероприятия (в том числе и малоэффективные) осуществлять за счет работодателей и, возможно, работников.

Пассивная политика могла бы опираться на систему социального страхования от безработицы с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости. /12/

2.4 Регулирование безработицы

В современном рыночном хозяйстве  обязательно  должен  су­ществовать определенный оптимальный резерв работников, поддер­живаться естественная норма  безработицы. При  этом  исключаются как арифметически  полная  занятость, так и чрезмерно высокий уровень безработицы, имеющие отрицательные последствия.

В первом случае экономике грозит инфляция спроса, низкая эффективность производства, стагфляция и т.д. Во втором — яв­ное недоиспользование трудового фактора производства,  наруше­ние социально-экономических прав человека,  негативное влияние на финансы государства,  связанное с необходимостью содержания большого количества безработных,  что в значительной мере нап­рягает бюджет и т.п.

Для того, чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо знать не только уровень безработицы, т. е. долю офи­циально зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного населения, но и то, сколько времени они пре­бывают в таком состоянии.

Поэтому и  исследования  проблем занятости, и разработка соответствующей государственной политики ведутся на основе ана­лиза уровня и продолжительности безработицы.

Но нередки ситуации,  когда текущая безработица ниже  ес­тественной нормы или наоборот превышает естественную отметку.

Искусственно низкая  безработица  как   правило   является следствием ошибочной политики государства, его стремления лю­бой ценой добиться полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя средства макроэкономического регулиро­вания, государство действует вопреки естественному ходу собы­тий на рынке труда. Конечно в его обязанности входит помогать каждому, кто хочет и может работать,  реализовать свое право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли не любо­го человека гарантированным рабочим местом. В современном рыноч­ном  хозяйстве  занятость становится по-настоящему полной и эф­фективной лишь тогда, когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не может быть равной ну­лю. И пытаться сделать обратное — значит нанести экономике ущерб.

Стремление работников сохранить свои реальные доходы  при­водит к  увеличению заработной платы но это повышение носит сугубо инфляционный характер так как становится фактором не потому, что,  например, увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда, а потому, что произошел очередной скачёк  цен. Возрастут издержки и, следовательно, не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост безработи­цы.

Таким образом,  пытаясь установить полную занятость, го­сударство в  состоянии  добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы,  за которым обязательно следует его  рост. При этом продолжается раскрутка инфляционных процессов. /9, 245с./

Информация о работе Безработица