Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:13, реферат
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Введение..........................................................................................................................3
1. Виды и формы безработицы...........................................................................4
2. Особенности российского рынка труда.........................................................9
3. Факторы, влияющие на рынок труда и безработицу...............................13
3.1. Факторы, влияющие на рынок труда...............................................13
3.2. Факторы, способствующие безработице в России.........................14
4. Специфические причины безработицы в России......................................16
5. Социальные последствия безработицы.......................................................18
6. Методы борьбы с безработицей....................................................................23
Заключение...................................................................................................................26
Список использованных источников......................................................................27
Приложение 1...............................................................................................................28
Здесь
перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии потенциальных
безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп населения.
Как и в каждом государстве в России есть
определенная часть населения не желающая
работать, - люмпен-элемент. Эта группа
постоянный иждивенец государства, на
биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован
в качестве безработных. Однако эта масса
людей, достигающая по некоторым оценкам
несколько миллионов человек, не оказывая
давления на рынок труда, тем не менее
будет постоянно оказывать давление на
бюджет, особенно когда войдет в силу закон
о пособиях на бедность. Вторая группа
- прямо или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с преступностью,
люди входящие в преступные группировки
пополнят ряды безработных. Третья группа
- люди состоятельные, но официально нигде
не работающие, тоже формально являются
безработными.
4.
Специфические причины
безработицы в
России
В настоящее время на российском рынке труда происходит повышение уровня безработицы прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере (избыточной занятости) в официальную форму, регистрируемую службой занятости.
Рост временной (фрикционной) и институционально-маргинальной (социальной) безработицы при относительно низком для переходных процессов уровне структурно-профессиональной и циклической форм ее проявления. Растет хроническая безработица, связанная с низкой мобильностью безработных на рынке труда.
Применительно к российскому рынку труда можно выделить следующие специфические причины безработицы:
5.
Социальные последствия
безработицы
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты
научных исследований, проведенных
в последнее время
Среди
эмоциональных последствий
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Мало
известно о “пороге терпимости”,
когда члены семьи безработного
еще сохраняют способность
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.
Вместе
с тем, растет численность незарегистрированых
безработных, которые не считают необходимым
обращаться в службу занятости и подчас
находят альтернативные источники существования.
Это свидетельствует о росте видов деятельности,
не учитываемых государственной статистикой,
и требует усиления контроля со стороны
органов управления. На диаграмме 1 приведены
данные соцопроса, проведенного 06.2005 журналом
"Социс" среди лиц от 18 до 50 лет на
тему: "На кого в первую очередь может
рассчитывать человек, потерявший работу"
Диаграмма
1. – Данные соцопроса
на тему: "На кого
в первую очередь может
рассчитывать человек,
потерявший работу"
Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
На
диаграмме 2 приведены данные следующего
соцопроса проведенного тем же журналом
09.2005. также среди лиц от 18 до 50 лет на тему
наиболее предпочитаемых способов поиска
работы.
Диаграмма 2. Данные соцопроса на тему: "Наиболее предпочитаемые способы поиска работы "
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные
последствия безработицы для
жителей городских и сельских
районов еще не поняты до конца. Хотя
во время спада увеличивается
потребность в психиатрических
больницах, тюрьмах и программах
социальной помощи, реальный объем
потребностей в услугах до сих пор не известен.
Ведь одновременно с ростом потребностей
в социальной помощи, медицинском обслуживании,
лечебных и благотворительных учреждениях
поступление от налогов для покрытия этих
потребностей снижаются. Местные власти
могут ввести налоговые льготы для компаний,
чтобы не допустить оттока деловой активности
из своего региона и стимулировать привлечение
новых компаний. А это сокращает экономические
возможности финансирования социальных
программ.7
5.
Методы борьбы с безработицей
В
переходной экономике рынок труда
наряду с имманентными ему регуляторами
сохраняет прежние элементы системы
управления трудом. Главным образом
это государственные гарантии занятости
населения, централизованное регулирование
оплаты труда (минимальной заработной
платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной
сфере). По мере продвижения к цивилизованному
рынку труда складываются условия для
его функционирования на основе естественных
регуляторов в сочетании с государственным
регулированием занятости. Особую роль
здесь играют рыночные формы и методы
инвестирования в экономические рабочие
места, формирование реальной заработной
платы исходя из прожиточного минимума,
социальное страхование работников наемного
труда от экономических рисков, включая
безработицу. При этом государственное
содействие занятости, отражая в основном
социальную компоненту в регулировании
экономической активности населения,
смягчает или носит упреждающий характер
по отношению к угрозе и последствиям
вынужденной безработицы, пытается поддерживать
полную занятость, компенсируя негативные
экономические результаты функционирования
рынка труда.
Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.8
Государственное
регулирование рынка труда
1.
Согласование финансово –