Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Введение
Глава 1. Трудовая занятость
1.1. Понятие и особенности занятости
1.2. Государственная политика в сфере занятости
1.3. Политика России по созданию и сохранению рабочих мест
Глава 2. Особенности безработицы
2.1. Сущность и виды безработицы
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия
Глава 3. Безработица в России
3.1. Характерные черты безработицы в России. Всемирный экономический кризис.
3.2. Статистические данные безработицы в России
Заключение
Список использованных источников
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение
вопросов
занятости населения, регулировать
спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации их профессиональной
подготовки, оказании социальной поддержки
безработным. Услуги предоставляются
службой занятости бесплатно.
1.3. Политика России по созданию и сохранению рабочих мест
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий "Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест" опирается на целевые программы типа "Электроэнергетика Дальнего Востока на 2005-2008 гг.", "Наукоемкие технологии на период до 2009 г.", "Топливо и энергия до 2010 г.", "Жилище на 2006-2012 гг. и на период до 2020 года" и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях.
Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" в 2003-2005 гг. и "Реформы и развитие российской экономики в 2005-2007 годах") и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 2007 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.
Стабилизация
и последующий рост производства
должны стать отправным пунктом
реализации стратегии занятости
для достижения и поддержания
эффективной занятости при
Наличие
определенного числа граждан, ищущих
работу и официально признанных безработными,
следует рассматривать как
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономически активного населения,
сложившимися уровнем и структурой
занятости, инвестиционной активностью
и привлекательностью территории, характером
поддержки предприятий
В
целях усиления социальной ориентации
экономики, достижения эффективной
занятости населения, способствующей
росту благосостояния россиян, и
обеспечения необходимых
Реализация
Программы призвана обеспечить координацию
долгосрочных и среднесрочных инвестиционных
программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой
экономики, программ социально-экономического
развития отдельных регионов, иных
программных решений, принимаемых
органами исполнительной власти на федеральном
и региональном уровнях, в целях
повышения эффективности
Анализ
ситуации в сфере занятости в
Российской Федерации в предшествующие
годы показывает, что способность
складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще
незначительна, поэтому остается необходимость
в использовании элементов
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями
Программы являются повышение уровня
и изменение структуры
Основными задачами Программы являются:
Реализацию
Программы предусматривается
В 2007 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.
Федеральная
и региональные службы занятости
населения, аккумулируя в фондах
занятости большую часть
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 2007 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.
Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.
Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.
По
определению «безработица» - это
социально-экономическое
В экономической теории используются два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее средняя продолжительность.
Показатель
уровня безработицы используется для
измерения масштабов