Безработица и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Содержание

Введение
Глава 1. Трудовая занятость
1.1. Понятие и особенности занятости
1.2. Государственная политика в сфере занятости
1.3. Политика России по созданию и сохранению рабочих мест
Глава 2. Особенности безработицы
2.1. Сущность и виды безработицы
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия
Глава 3. Безработица в России
3.1. Характерные черты безработицы в России. Всемирный экономический кризис.
3.2. Статистические данные безработицы в России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 59.65 Кб (Скачать)

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение

вопросов  занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

1.3. Политика России  по созданию и  сохранению рабочих  мест

     Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

     Прежде  чем оценивать эффективность  федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости  населения. Группа мероприятий "Государственное  регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест" опирается  на целевые программы типа "Электроэнергетика  Дальнего Востока на 2005-2008 гг.", "Наукоемкие технологии на период до 2009 г.", "Топливо и энергия до 2010 г.", "Жилище на 2006-2012 гг. и на период до 2020 года" и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях.

     Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения  даже не упоминаются федеральные  и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей  движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные  и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства  РФ "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" в 2003-2005 гг. и "Реформы и развитие российской экономики в 2005-2007 годах") и с  учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных  программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим  потенциалом, структурой хозяйства, ресурсо  обеспеченностью и т.д.

     Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике  России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической  безработицей (в 2007 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

     Стабилизация  и последующий рост производства должны стать отправным пунктом  реализации стратегии занятости  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально  допустимом уровне безработицы. Его  надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда  занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень  безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 2007г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%); социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного  уровня безработицы (складывающегося  за счет ее структурной и фрикционной  форм), не превышение которого должно стать  целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

     Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей  силы и рабочих мест. Минимизация  социально допустимого уровня безработицы  зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка  труда, а также его составных  звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

     На  современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости  должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо  для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей  силы может протекать по-разному.

     Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

     В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной  занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и  обеспечения необходимых условий  для создания и сохранения рабочих  мест бывший Президент Российской Федерации  В.В Путин 23 мая 2004 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2004 - 2010 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

     Реализация  Программы призвана обеспечить координацию  долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых  органами исполнительной власти на федеральном  и региональном уровнях, в целях  повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

     Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность  складывающегося рынка труда  к саморегулированию все еще  незначительна, поэтому остается необходимость  в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается  организовать в ходе реализации Программы.

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в  сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации  на основе создания экономически эффективных  рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

     Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

     Реализацию  Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 2004-2010 гг.

     В 2007 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

     Федеральная и региональные службы занятости  населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых  платежей, должны с учетом сложившихся  и прогнозируемых показателей занятости  и безработицы определять кризисные  территории - республики, края, области  и автономии, а в каждом из них - города и районы.

     Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в  соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в  пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 2007 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

     Среди последних выделяются пять субъектов  РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

     Для того чтобы представить в общих  чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации  были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным  направлениям.

Глава 2. Основные особенности  безработицы

     2.1. Сущность и виды  безработицы

     По  определению «безработица» - это  социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнить.

     В экономической теории используются два показателя, которые могут  обрисовать объективную картину  экономической нестабильности на рынке  труда. Это уровень безработицы  и ее средняя продолжительность.

     Показатель  уровня безработицы используется для  измерения масштабов безработицы  и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к  численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы  характеризует среднее время  перерыва в работе.

Информация о работе Безработица и занятость населения