Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать взаимосвязь между преступностью и безработицей.
Исходя из цели курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи:
Рассмотреть сущность безработицы и ее виды.
Проанализировать влияние безработицы на уровень преступности.
Рассмотреть динамику безработицы в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФОРМЫ
1.1. Понятие безработицы и факторы, ее определяющие
1.2. Формы безработицы
1.3. Пути регулирования безработицы
2. ПРЕСТУПНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
3. ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время в органах службы занятости регистрируется каждый седьмой безработный. Начиная с сентября 2000 г. текущие пособия по безработице выплачиваются своевременно и в полном объеме.
В июле 2000 г. был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе СЗ с обращающимися за помощью к ней гражданами, в частности, касающиеся «внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных». Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в формирующиеся федеральную и региональные целевые программы содействия занятости населения на 2001-2003 гг.
В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение приобретают качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. Для этого необходимо четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование безработных исходя из их потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи со стороны СЗ.
При профилировании безработных специалистам СЗ уже в процессе приема, регистрации, профориентации, и т.д. необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. А далее - подбирать мероприятия, наиболее эффективные для работы с каждой из этих групп.
Нам представляется, что наиболее эффективный метод дифференциации безработных - «комбинированный», который обеспечивает учет как объективных (статистических) данных, так и экспертных оценок социально-психологических характеристик личности безработного.
Процедура профилирования включает ряд этапов, дающих возможность уточнять группу, учитывать изменения психологического состояния безработного.
В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в СЗ попадает в одну из трех социально-психологических групп.
В целях выполнения указаний Минтруда России о включении в Программу занятости на 2001-2003 гг. мероприятий по процедуре профилирования безработных Департамент ФГСЗН по г.Липецку разработал в 2002 г. соответствующую научно обоснованную концепцию (с учетом особенностей местного рынка труда, социально-психологической специфики жителей региона).
Начиная с 2003 г. для успешной реализации этих мероприятий в полном объеме в структуру программы занятости необходимо будет внести существенные коррективы и, используя механизм профилирования, пересмотреть методы работы с незанятыми.
Предполагается, что использование новой методики, своевременное выявление лиц, для которых риск долгосрочной безработицы достаточно высок, принятие соответствующих мер для их ускоренного трудоустройства позволят оптимизировать расходы и повысить эффективность деятельности службы занятости.
Обучение безработных, профориентация, проведение общественных работ, поддержка самозанятости, «Молодежная практика», другие активные мероприятия будут проводиться в рамках федеральной программы «Содействие занятости населения».
Нужно содействовать трудоустройству инвалидов, многодетных матерей, лиц, освободившихся из тюрем и колоний, т.е. тем, кому найти работу тяжелее, чем всем остальным. Для них предусмотрены так называемые программы субсидирования, в рамках которых служба занятости, трудоустраивая этих людей, частично компенсирует работодателю расходы по заработной плате.
В 2001 году произошло разделение источников финансирования, что привело к принципиальному изменению структуры управления всей системой. Вместо двухуровневой (министерство и его территориальный орган в субъекте РФ) создана трехуровневая(министерство, территориальный орган, центры занятости). Сотрудники региональных департаментов (являющиеся такими же государственными служащими, как и министерские чиновники), естественно, никакой коммерческой деятельностью заниматься не имеют права. Однако они освобождены и от функций приема, регистрации, выплаты пособий.[10]
Сегодняшний территориальный департамент ФГСЗН - это прежде всего организация, которая управляет центрами занятости, разрабатывает прогнозы, анализирует и планирует потребности в рабочей силе, составляет региональную программу, распределяет лимиты средств из федерального и регионального бюджетов. Будут ли они более самостоятельными, чем прежде? Нет, в рамках бюджетного финансирования вводится очень жесткая система централизации, контроля за использованием средств, отчетности. Ни о какой самодеятельности, которая была характерна для прошлого, сегодня не может быть и речи. Рамки их деятельности определены нормативами, а расходование средств - статьями бюджета.
А вот у кого действительно появилось много возможностей проявлять инициативу, оперативно откликаться на запросы рынка труда, гибко маневрировать на нем, так это у 2,5 тыс. центров занятости, ставших основным звеном нашей системы.
Есть и еще одна структура, теснейшим образом взаимодействующая с рынком труда - система профессионального обучения (от начального до высшего). Было бы большой ошибкой рассматривать налаживание взаимодействия между рынком труда и сферой профобразования (в широком смысле слова) как исключительную прерогативу конкретного учебного заведения (ВУЗа, ССУЗа, колледжа или ПТУ) и индивидуального работодателя. Лишь немногие предприятия (уровня «Норникеля» или «Уралмаша») и учебные заведения (класса Московского или Санкт-Петербургского университетов) в состоянии решать эти проблемы самостоятельно. Представителям малого и среднего бизнеса, небольшим учебным заведениям сделать это не под силу. Поэтому совершенно очевидно, что без государственного участия по крайней мере в обозримом будущем не обойтись.
Рассмотрим три показателя рынка труда:
Уровень регистрируемой безработицы. По сведениям центров занятости населения, доля лиц, официально зарегистрированных в качестве безработных в экономически активном населении составляет всего 1,5%. Поразительно низкий показатель! Все объясняется довольно просто - таковы требования сегодняшнего законодательства о занятости и такова технология работы ЦЗ. Нужно минимум дважды в месяц побывать в центре занятости, отработать все предложенные направления, а если откажешься от двух - снимут с пособия. Более того, раньше пособия платили нерегулярно и не всегда живыми деньгами; задержки достигали многих месяцев, а иногда и лет.
Несмотря на произошедшие перемены, поставившие все регионы в одинаково плохое финансовое положение, инерция в работе центров занятости огромная, но еще значительнее инерция граждан и работодателей в отношении к службе: подавляющее большинство безработных находят работу самостоятельно, работодателей состоящие на учете в ЦЗ не очень интересуют. Но главный парадокс в том, что данный показатель вообще не отражает реальной картины на рынке труда. Он лишь свидетельствует о пропускной способности службы занятости (с технологической и финансовой точек зрения) и мотивированной возможности и потребности населения воспользоваться ее услугами.
Уровень фрикционной безработицы официальной статистикой не учитывается. Данный показатель позволяет измерить реальные временные потери стремящихся трудоустроиться на реализацию своего желания. Средняя продолжительность времени, затрачиваемого ищущим работу (но не имеющего официального статуса безработного), - как правило, не менее трех месяцев и сильно дифференцирована по регионам (при хорошо развитой инфраструктуре рынка труда и высоком спросе на рабочую силу - до трех месяцев, при худших условиях - пять-шесть и более). При этом официальный средний срок пребывания гражданина в статусе безработного в службе занятости - около шести месяцев. Если же в течение календарного года в России место работы меняет каждый шестой трудящийся и тратит на это более трех месяцев, то фрикционная безработица составляет не менее 4%.
Уровень безработицы по критериям МОТ официальная статистика выделяет. Этот показатель дает наиболее объективную картину потребностей рынка труда в свободных рабочих местах. В России желающих найти работу или сменить ее и предпринимающих для усилия 7-15% в зависимости от региона. (Величина тоже приблизительная, ибо основывается лишь на самооценке граждан.).
Следует отметить, что упомянутые показатели касаются лишь экономически активного населения. Вопрос о том, почему тот или иной гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте и не имеющий медицинских и иных ограничений к труду, не хочет работать и даже предпринимать усилий к поиску работы, не так прост, как может показаться.
Получается, что проблема безработицы или по крайней мере рынка труда все-таки существует. Более того, с переходом экономики страны от состояния откровенного кризиса к оживлению и подъему возник вопрос «где взять нужного работника?», о чем в начале 90-х речи вообще не шло. Хотелось бы подчеркнуть особо: не просто высококвалифицированного, а именно нужного здесь и сейчас конкретному работодателю для выполнения конкретной работы. И в одно мгновение вся существующая инфраструктура отечественного рынка труда (в том числе, естественно, и ФГСЗН) оказалась не способной эту ситуацию разрешить.
Ещё один момент. Очень долго противостояние двух точек зрения относительно понятия «рынок труда» воспринималось как сугубо теоретическое. Казалось бы, какое значение имеет его определение: «отношения в рамках «занятые - безработные» или «совокупность отношений по поводу воспроизводства рабочей силы». На практике это приводит к тому, что в соответствии с одной концепцией, акцент делается на «борьбе с безработицей», а в соответствии с другой - на «регулировании занятости», достижении некоего оптимального для данного региона или страны в целом уровня занятости (исходя из стартового положения, количественного и качественного состава населения и целей развития - стратегических, оперативных и тактических). Как уже говорилось, при любых измерениях уровень безработицы - понятие искусственное, особенно в условиях переходной и до конца еще не рыночной экономики. Зависит он в первую очередь от финансовых ресурсов государства, доходов населения и технологии работы службы занятости, основанной на действующем законодательстве. Пример современной России показывает, что одно и то же явление (процент безработицы) при различных подсчетах может давать показатели, различающиеся на порядок. Уровень занятости - показатель более стабильный. По сути, он зависит только от соотношения численности экономически активного населения и числа граждан, находящихся в соответствующем возрасте и способных к труду.
Несмотря на видимое благополучие, глубинные изъяны российского рынка труда не преодолены - недостаточное участие работодателя в подготовке рабочей силы, высокая скрытая безработица, теневая занятость, трудовые отношения, напоминающие времена дикого капитализма, а то и феодализма, препоны на пути миграционных процессов, межрегиональной и даже внутритерриториальной мобильности кадров. Негативное воздействие этих факторов на сферу занятости прежде удавалось временно приглушать. Без лишнего пафоса можно утверждать, что возникшая на сегодняшнем рынке труда ситуация напрямую угрожает не просто экономическому росту (лишая его главного и абсолютно незаменимого ресурса - работника), а национальной безопасности. Экономика подчиняется жестким законам. Если человеческий ресурс нужен - он появится. Если его нет в стране (или нет эффективного механизма квалификационного, межрегионального, а иногда и внутрирегионального перераспределения рабочей силы), появится более дешевая рабочая сила извне. Напрашивается единственный вывод: в стране необходимо создавать действенную систему регулирования рынка труда в широком смысле.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Регулирование осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а следовательно и уменьшением уровня преступности непосредственно связанного с безработицей.
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на которые призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда.
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредованно) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.
В данной курсовой работе были решены следующие задачи:
Рассмотрена сущность безработицы и ее виды.
Проанализировано влияние безработицы на уровень преступности.