Безработица и методы ее сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек является безработным. Очевидно, что дети до 16 лет, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не считаются безработными. Таким образом, безработный – это человек, который не имеет работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

     Чрезмерная  безработица влечет за собой большие  экономические и социальные издержки.

     Совокупность  занятых и безработных  образует общую численность рабочей силы. Лица, не имеющие работы и активно  ее не ищущие, считаются выбывшими  из состава рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного  возраста, потенциально имеющие возможность  работать, но по каким-либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти  работу и прекратил ее поиски, и  т. д. В состав рабочей силы также  не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах  и т. д.).

     Уровень безработицы – это статистический показатель, характеризующий степень  использования в экономике рабочей  силы страны. Он может быть рассчитан  следующим образом:

  1. отношение доли не имеющих работы к общей численности желающих работать (рабочей силы), выраженное в процентах:

    ;

  1. долю безработных в составе экономически активного населения страны:

    . 
     

     3) отношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, к сумме этой доли

с долей безработных, ежемесячно находящих  работу.

     Состав  рабочей силы страны делится на экономически активное и экономически неактивное население. К экономически активному  населению относятся те трудоспособные граждане, которые заняты в производстве и реализации товаров и услуг  или предлагающие свою рабочую силу на биржах труда. К экономически неактивному населению относятся неработающие студенты дневных отделений, пенсионеры и инвалиды, домохозяйки.

     Уровень безработицы существенно различается  по половозрастным группам населения. В частности, уровень безработицы  среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.

     Точная  оценка уровня безработицы осложняется  из-за следующих факторов: 
1.     Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы. 
2.     Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы. 
3.     Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.  
Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
 
 
 

3.Экономические издержки безработицы.

     Главная «цена» безработицы – уменьшение объема валового национального продукта.

     Когда экономика не в состоянии создать  достаточное количество рабочих  мест для всех, кто хочет и может  работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта. Это  отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального  валового национального  продукта. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что  существует естественный уровень безработицы  при «нормальных» темпах экономического роста. Вывод таков: чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

     История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и  политическим переменам. Об этом свидетельствует  сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х гг. Вызванный депрессией «новый курс»  был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких перемен является и приход Гитлера к власти в  условиях безработицы. Более того, нет  сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Безработица приводит к падению уровня благосостояния жителей страны и, что еще более серьезно, ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. И уж во всяком случае безработица приводит к постепенной утрате профессиональных

навыков и знаний.

     Рост  безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, должен быть отнесен  к рангу наиболее значимых угроз  экономической безопасности.

     С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы  вызывает резкое сокращение потребительского спроса – спроса на товары и услуги, что, в свою очередь, ведет к уменьшению налоговой базы формирования бюджета  и реализации социальных программ. Ну о каких налогах можно говорить, если большая часть населения живет за порогом бедности?

     С другой стороны – повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. По данным исследований университета Дж. Гобкинса (США), при  росте безработицы на 1% число  самоубийств увеличивается на 4,1%, число заключенных – на 5,7%, объем  ВВП уменьшается на 4,5%.

     В условиях России последствия могут  быть еще более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует  внесения коррективов в стратегию  реформ, проводимых в России.

     Проявления  и последствия российской безработицы  крайне тревожны, поскольку возрастает уровень бедности, становящийся одним  из главных препятствий на пути к  долговременному экономическому росту.

     Главные направления выхода из сложившегося положения:

    • стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
    • создание общественных работ для безработных;
    • разработка и реализация целевых государственных программ трудоустройства и развитие малого бизнеса;
    • социальная поддержка безработных;
    • регулирование международной миграции труда
 
 

4.Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

     С безработицей связана очень важная экономическая проблема занятости  населения. Под занятостью населения  понимается мера вовлечения людей в  трудовую деятельность, степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами.

     Показатели  характеристики занятости представляют собой важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить об общественном благополучии, социальной стабильности и экономической эффективности  общественного производства.

     Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

     Рациональная  занятость характеризуется оптимальным  распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечением максимальной эффективности их использования.

     В числе наиболее явных перемен  за последнее десятилетие можно  назвать:

  • снижение экономической активности населения, сужение количественных и деградация качественных характеристик рабочей силы, разделение экономически активного население на занятых и безработных, резкое расширение сферы самозанятости населения, появление разнообразных форм неучтенной неформальной занятости, выделение в составе занятых, помимо наемных работников, частных работодателей и управляющих-менеджеров;
  • резкое сокращение государственного и расширение негосударственных секторов экономики, изменение распределения рабочей силы между основными секторами хозяйства;
  • снижение уровня концентрации рабочей силы на крупных предприятиях и ее перелив на средние и малые предприятия и фирмы;
  • трансформация трудовой мотивации у молодежи и населения в целом в сторону «доходной» составляющей, резкое снижение престижности ряда видов деятельности (таких как наука, педагогика); появление затруднений с укомплектованием предприятий производственных отраслей квалифицированными рабочими массовых профессий и высококлассными специалистами;
  • отток рабочей силы из производства в торговлю, финансовые институты, сферы посредничества, услуг;
  • становление рынка труда, переориентация рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы преимущественно на неорганизованные формы перелива работников между предприятиями, отраслями и сферами деятельности;
  • постепенное включение страны в международный рынок труда: активизация обмена рабочей силой между Россией и странами ближнего и дальнего зарубежья в результате расширения легальной и нелегальной трудовой миграции, «оголение» ряда отраслей и регионов страны в плане обеспеченности рабочей силой;
  • неэквивалентный характер межгосударственного обмена рабочей силой: отток из страны высококвалифицированных кадров и лиц с высшим образованием, приток менее квалифицированной рабочей силы строительных профессий, разнорабочих, беженцев и переселенцев из числа пожилых людей, возвращающихся в Россию из стран ближнего зарубежья;
  • становление развитой инфраструктуры рынка труда, включающей государственные и многообразные частные посреднические структуры, обеспечивающие увязку спроса и предложения на рынке труда внутри страны и организацию внешней трудовой миграции.

     В последние годы появилось новое  явление в форме неформальной занятости, характерное как для  развивающихся стран, так и для  развитых стран с рыночной экономикой. Неформальную занятость можно определить как официально незарегистрированную экономическую деятельность, связанную  с 

производством товаров и услуг, не запрещенных законом.

     Регулирование занятости населения является одной  из важнейших экономических функций  государства. С середины ХХ столетия западные страны применяют для этой цели систему социальных амортизаторов, сокращающих последствия безработицы. Для этой цели создаются фонды  страхования по безработице, куда работодатели отчисляют денежные средства для  погашения содержания безработных. Организуются биржы труда, направляющие зарегистрированных безработных на освободившиеся рабочие места. Создаются  новые рабочие места и обучающие  центры по перепрофилированию для работников трудоспособного возраста. Трудовые кодексы этих стран устанавливают  продолжительность рабочего дня, недели, года для всех работников. Законодательно допускается совмещение профессий  и совместительство рабочих мест. Создаются условия для занятых неполный рабочий день. Пенсионное законодательство определяет предельный рабочий возраст, а также льготный (досрочный) пенсионный возраст для некоторых профессий. Законодательно определяется средний размер пенсии и средний размер пособия по безработице, размеры материальной помощи безработным и социальных льгот для них за счет средств государственного бюджета.

     Управление  рынком труда на уровне государства  и региона должно выполнять две  функции: повышение эффективности  использования труда и формирование рациональной структуры занятости. В этих целях необходимы:

  • разработка и осуществление федеральных и региональных программ содействия занятости;
  • совершенствование проводимой социальной политике и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы;
  • создание специализированных служб информационно-консультационного обслуживания работодателей и работополучателей;
  • сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;
  • развитие самозанятости и создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства;
  • создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
  • регулирование продолжительности рабочего времени;
  • организация оплачиваемых общественных работ;
  • повышение эффективности работы психологических служб;
  • содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности работников; обучение и переобучение  работников;
  • формирование действенного рыночного механизма мотивации труда;
  • регулирование миграционных процессов;
  • разработка продуманной демографической политики.

Информация о работе Безработица и методы ее сокращения