Автор: a******@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы и ее особенностей в России.
Для достижения обозначенной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы безработицы
Рассмотреть социально-экономические последствия безработицы
Рассмотреть динамику и структуру безработицы в России
Рассмотреть пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы.
Введение………………………………………………………………………......3
1.Безработица: сущность, причины, типы.
1.1.Понятия и основные причины безработицы……..…………………………5
1.2.Виды безработицы………………………………………………………....…7
1.3.Социально-экономические последствия безработицы……………………10
2.Безработица в России.
2.1.Динамика и структура безработицы в России……………………………..12
2.2.Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы……………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список использованных источников………………………………
Циклическая форма безработицы5 связана с циклическим спадом производства, когда количество занятых работой превышает потребность производства. Это вид безработицы считается наиболее продолжительным.
Скрытая форма безработицы5 наиболее характерна для современной России. Ввиду неполного использования производственных ресурсов в условиях экономического кризиса предприятия, борясь за сохранность кадров, не увольняют работников, а переводят их на сокращенную рабочую неделю, а в более сложных случаях отправляют работников в неоплачиваемые отпуска на неопределенный срок. Довольно часто скрытая безработица заставляет специалистов выполнять определенную работу, не связанную с их квалификацией и образованием, в результате чего происходит частичная или полная потеря квалификации.
Отношение суммы фрикционной и структурной безработицы к общему количеству трудоспособного населения в стране называется естественным уровнем безработицы5.
Естественный
уровень безработицы
1.3. Социально-экономические последствия безработицы.
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие. Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.
В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия:
1) Незанятая
рабочая сила означает
Естественный уровень безработицы7 - это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.
2) Безработица
сковывает требования
3) При
длительной безработице
4) Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.
5) Сам
факт безработицы наносит
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Поскольку
определенное своеобразие ситуации
в экономической и социальной
сферах в России свидетельствует
о невозможности механического
переноса и копирования применяемых
за рубежом методов, требуется определенное
логическое переосмысление предлагаемых
методов исследования, а также использование
адаптированных методов исследования
социально-экономических последствий
безработицы в России переходного периода.
2. Безработица в России.
2.1.Динамика и структура безработицы в России.
В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.(см.табл.1)
Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.(см.рис.1)
Численность
безработных и уровень
Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.(см.рис.2)
Уровень
занятости населения в возрасте
15-72 лет (отношение численности
По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс.человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс.человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс.человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс.человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. (см.табл.2)
2.2.Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы.
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
• уволенным
с предприятий по любым поводам,
имевшим до увольнения оплачиваемую
работу не менее 12 календарных недель
на условиях полного рабочего дня
пособие выплачивается в
• уволенным
с предприятий на любых основаниях,
но не имевшим за последний год 12
недель оплачиваемой работы пособие
выплачивается в размере
• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.
Большинство экономистов полагают, что
проблема безработицы и других диспропорций
на рынке труда может быть смягчена только
с помощью комбинации различных средств:
стимулирования экономического роста,
сокращения рабочей недели, создания эффективной
системы переподготовки кадров.
Заключение.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике.
Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Безработица – это не только снижение доходов, но и профессиональная постепенная деградация, ущемление достоинства человека. Безработный начинает испытывать чувство своей ненужности. Немало безработных становятся одинокими, склонными к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Поэтому нельзя забывать о том, что рост безработицы чреват ухудшением здоровья нации. Все это ведет к социальному расслоению общества, вызывает рост социальной напряженности. Поэтому только социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищенных слоев населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.