Автор: q*********@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 21:25, реферат
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
Введение 3
1. Понятие рынка труда 5
2. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 6
Неоклассический подход 6
Кейнсианский подход 7
Монетаристская модель 7
Институционалисты на рынке труда 8
Марксизм об особенностях рынка труда 8
Специфика рынка труда 8
Особенности российского рынка труда 9
3. Сегментация рынка труда 10
Основные сегменты рынка труда 11
Ослабление внутреннего рынка труда и усиление мобильности рабочей силы 11
Понятие рабочей силы и занятых 12
Отраслевая и профессионально-квалификационная структура 13
4.Безработица и ее измерение 16
Регулирование рынка труда 16
Сущность безработицы 16
Понятие естественной безработицы 17
Формы безработицы 18
Современные явления на рынке труда и в политике занятости 22
Политика государства на рынке труда 24
Основные направления государственного регулирования рынка труда 25
Концептуальные основы регулирования 26
Косвенное регулирование рынка рабочей силы 27
Биржи труда и частные посреднические фирмы 27
Заключение 30
Приложения 33
Библиография 34
Для безработицы 80—90-х гг. в развитых странах с рыночной экономикой характерным является ее достаточно высокий уровень — в среднем 6—8% всей рабочей силы. По мере изменений в структуре рабочей силы изменяется и состав безработных:
все более значительной становится в нем доля работников преимущественно нефизического труда (более 45% в США) и работников отраслей сферы нематериального производства и услуг (более 55% в США).
В России, по данным Госкомстата, общая численность безработных (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила в апреле 1996 г. 6,5 млн чел., т.е. около 9% рабочей силы. Из них статус официально зарегистрированных безработных имели 2,5 млн чел.
Представляется, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели (а таковых в начале 1996 г. насчитывалось несколько миллионов человек). Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.
В
России сегодня преобладает «
В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры. Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство у|дач и садовых домиков и т. п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации и масштабы которой весьма ве-|лики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.
Чрезмерная обеспокоенность по
поводу грядущего роста
Формы
безработицы
Все формы безработицы можно объединить в две группы – естественная безработица и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, к вынужденной – формы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы.
Естественная
безработица характеризует
Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность.
Например, в конце 80-х годов в США порядка 49% безработных устраивались на новую работу менее 5 недель, 79% — до 14 недель. Как видно, американскую безработицу можно в значительной степени считать фрикционной, что указывает на высокую динамичность рынка рабочей силы. Наложение административных, юридических или институциональных ограничений на мобильность трудовых ресурсов, на переток рабочей силы из одной отрасли в другую, из одного региона в другой, с одного производства на другое становится тормозом для экономического роста и увеличения занятости. Предприятия, готовые увеличивать объемы продукции и услуг, ориентируясь на благоприятную конъюнктуру, при негибком рынке труда не способны делать это. Фирмы же, спрос на продукцию которых падает, не могут освободиться от избытка рабочей силы и при сокращении производства обречены на банкротство в связи с невозможностью снизить издержки до экономически обоснованного уровня. Следствием обоих этих факторов становится застой в экономике, снижение реальной зарплаты и рост безработицы.
Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.
Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы. Однако в рыночной экономике возникают ситуации, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума.
Иногда институциональную безработицу провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.
Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться с той же скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификации и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, отстают от потребностей производства, в результате чего появляется особая разновидность институциональной
312
безработицы. Институциональной следует считать и безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах.
Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать. Очевидно, что такая безработица тоже имеет . признаки естественной.
Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной. Ее состав представлен на рис. 1.
Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление. Например, роботизация автомобильной промышленности США создала реальную угрозу массовой технологической безработицы. На некоторых операциях заработная плата среднего американского рабочего достигает 25 долл./ч, тогда как издержки эксплуатации на аналогичных операциях робота, включая затраты на его приобретение и обслуживание, составляют 6 долл./ч. Подобная ситуация складывается и при освоении компьютерных технологий. Если 40 типографских работников высшей квалификации способны набрать 170 тыс. букв в час, то применение компьютерных принтеров позволяет 10 рабочим набрать около 1 млн. букв в час.
Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики. Например, в развитых странах ожидается безработица среди специалистов вычислительных центров, где эксплуатируются устаревшие компьютеры, которые вытесняются персональными компьютерами, объединенными в интегрированные системы связи. Вместе с тем технологические нововведения не только высвобождают, но и притягивают рабочую силу, что связано с развитием трудоемких процессов обслуживания,» технологических разработок и т.п. Так, в США освоение новых технологий ведет к прибавлению дополнительных 50 тыс. рабочих мест на каждые 150 тыс. сокращаемых мест (соотношение 1:3).
Компьютерные технологии радикально меняют само понятие «рабочее место». Например, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к увеличению надомной занятости. Ныне такими компьютерами располагает каждая третья американская семья, а к 1995 г. не менее 20 миллионов американцев будут работать дома, пользуясь собственной компьютерной техникой. Очевидно, что в этом случае заметно снижаются издержки, связанные с созданием одного рабочего места, повышается эффективность программ борьбы с вынужденной безработицей. Не исключено, что информатизация будет способствовать технологической трансформации экономики, поможет уравнять количество высвобождаемых и вновь образуемых рабочих мест. Добавим, что современные информационные технологии помогают модернизировать службы занятости, улучшая качество информации о вакансиях, что тоже ведет к снижению продолжительности и уровня безработицы.
Структурная безработица возникает, когда под влиянием научно-технического прогресса происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растет инвестиционный ^спрос,; выпуск продукции и занятость, в других свертывается производство и сокращаются рабочие места. Избежать структурной безработицы невозможно.
Структурная безработица сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей, пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре, государственной политики в области занятости.
Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза. Разработка и осуществление межгосударственных программ преодоления региональной безработицы могли бы стать важнейшим элементом экономических отношений стран CHГ.
Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.
Предприятия, ставшие банкротами в рыночной экономике, не всегда являются аутсайдерами в технологии или организации производства. Банкротство может стать следствием недооценки перекрестной эластичности спроса, просчетов при кредитовании и т.д. В итоге возникает вынужденная безработица, не имеющая отношения к научно-техническому прогрессу, структурным сдвигам и иным обстоятельствам. Вынужденная безработица в связи с банкротством предприятий особенно остро ощущается' в странах, осуществляющих переход к рынку. Ее уровень, как правило, выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Современные явления на рынке труда и в политике занятости
Преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многосекторной (многоукладной) экономики, обновлением отраслевой структуры производства, формированием системы рынков и их инфраструктур. Регулирование рынка труда должно основываться на новых системообразующих принципах экономической активности населения, отвечающих коренным изменениям в формах собственности и социально-трудовых отношений. Это - самозанятость, предпринимательство, наемный труд и безработица.
В значительной степени современные процессы в сфере занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности. Это вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда в соответствии с требованиями рынка, включая создание новых предприятий, высвобождение избыточного персонала из действующих производств, привлечение квалифицированной рабочей силы в рыночный сектор экономики.
Развитие негосударственного сектора экономики обеспечивает большую часть доходных занятий экономически активного населения. В 1997 г. доля занятых в негосударственном секторе экономики достигла 70%. Одновременно наблюдается постепенное повышение уровня безработицы прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере (избыточной занятости) в официальную форму, регистрируемую службой занятости. Кроме того, происходит ее пополнение за счет возросшей трудовой миграции, увеличения числа беженцев и вынужденных переселенцев. К 1997 г. около 91% экономически активного населения имели работу и более 9% -активно ее искали. При этом число официально зарегистрированных безработных достигло 2,5 млн. человек (3,4% экономически активного населения) и возросло по сравнению с 1992 г. в 2,4 раза.