Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:59, реферат
Цель реферата - определить сущность банковской системы, принципы ее организации, рассмотреть современное состояние и проблемы, встречающиеся на пути развития банковской системы в России, проанализировать развитие банковской системы России и выявить перспективы её совершенствования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
Содержание
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Основы функционирования банковской системы России………………………...….5
1.1. Сущность и принципы организации банковской системы России……...…………5
1.2. Функции и полномочия ЦБ РФ……………………………………………..…..…..8
1.3. Функции и роль коммерческих банков…………………………………..………..14
2. Анализ развития банковской системы России и перспективы совершенствования…………………………………………………………………18
2.1. Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса ….....…..18
2.2. Современное состояние банковской системы РФ……………………………...…21
2.3. Перспективы развития банковской системы России………………………..……22
Заключение………………………………………………………………………..….…26
Список литературы………………………………………………………………...……28
10) регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями
в
соответствии с федеральными законами;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает
участие в разработке прогноза платежного
баланса
Российской Федерации и организует составление
платежного баланса
Российской Федерации;
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Для достижения своих целей Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации:
1)
предоставлять кредиты на срок
не более одного года под
обеспечение ценными бумагами
и другими активами, если иное
не установлено федеральным
6) покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы
и иные виды
валютных ценностей;
10) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
- векселя в российской и иностранной валюте
со сроками погашения до
шести месяцев;
- государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.
В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.
Основные инструменты кредитно-денежной политики:
-
официальная учетная ставка - относительно
редко изменяемая ставка ЦБ, по
которой он готов учитывать
векселя или предоставлять
-обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
-операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
-моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
-разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
-контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
-допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
-специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
-количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое "замораживание" процентных ставок.
-валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
-управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность
банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его
эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за
денежным обращением.
-регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
-нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Все эти инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.
Регулируя
международную и
Он
также выдает разрешения на создание
банков с участием иностранного капитала
и филиалов иностранных банков, осуществляет
аккредитацию представительств кредитных
организаций иностранных
Как
и другие ЦБ развитых стран, для осуществления
своей внешнеэкономической
Подводя итог, можно отметить, что основные функции центральных банков ведущих мировых держав в целом идентичны, однако в силу особой специфики реформационного периода в России функции и полномочия центрального банка нашего государства в области регулирования денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики и упорядочивания
денежно-кредитной системы более законодательно детализированы, создан специальный аппарат для их осуществления. Особо можно отметить, что в отличие от некоторых западных банков, Банк России не в праве:
-предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
-покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении;
-ЦБ
РФ не вправе предоставлять
кредиты на финансирование
- участие в капиталах международных организаций также ограничено.
Данные
положения теперь полностью законодательно
урегулированы, дабы исключить возможность
инфляционного покрытия расходов государственного
бюджета, которая имела место
в прошлом.
1.3 Функции
и роль коммерческих банков
Коммерческие банки находятся на втором уровне банковской системы. Принципиальное отличие их по отношению к ЦБ РФ заключается в том, что они не имеют права эмиссии денег. Если говорить образно, то коммерческие банки находятся на нижнем этаже всей банковской системы.
Они отличаются друг от друга. Если исходить из формы собственности, то банки могут быть государственными, частными, муниципальными, смешанными. Если исходить из организационно-правовой формы, то они подразделяются на паевые и акционерные. Если по величине уставного капитала, то - на крупные, средние и мелкие. Коммерческие банки также отличаются друг от друга по принадлежности капитала к какой-либо стране, по происхождению, по степени независимости, по характеру деятельности и т.д.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.
Сущность коммерческих банков проявляется в их функциях. Одной из важных функций коммерческих банков является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.