Банковская система

Автор: ЖАнна Мекебаева, 07 Декабря 2010 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Кредиты предоставляются под гарантии. В качестве таковых выступают векселя и другие ценные бумаги должника (облигации, пакеты акций, варранты, т.е. документы о нахождении товара на складе и т.п.). Чтобы избежать риска от возможного обесценивания этих документов, банк выдает в качестве кредита сумму, составляющую лишь часть стоимости ценной бумаги (например, треть или половину).

Существует и так называемый открытый кредит, предоставляемый без залога, но предполагающий, что клиенту можно доверять.

Содержание

Введение 4

1. Принципы двухъярусной банковской системы 6

1.1 Общая схема 6

1.2 Центральный банк - контрагент коммерческих банков 7

1.3 Виды коммерческих банков 9

2. Банковское дело в России 11

2.1 Первые шаги Государственного банка 11

2.2 Формирование коммерческого кредита 13

2.2 Дискуссия вокруг «национального» или «дочернего» характера российского финансового капитала 14

2.3 Преобразования банковской системы 18

3. Операции коммерческих банков 20

3.1 Балансы коммерческих банков 20

3.2 Как банки создают деньги 21

3.3 Клиент требует наличные 23

3.4 Рынок ценных бумаг 25

3.5 Как сочетать рентабельность и законопослушность 27

4. Уязвимые точки в банковской деятельности 31

4.1 Банковские кризисы 32

Словарь 35

Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

банки банковская система.rtf

— 268.60 Кб (Скачать)

      Ряд компаний и банков начал размещать свои векселя среди населения. Срок их действия - от 1 месяца до года. Векселя гарантируются инвестициями в нефтедобычу и нефтепереработку, конверсионными программами ряда оборонных заводов, инвестициями в добычу и обработку алмазов и т.п.

      Банки, торгующие ценными бумагами, берут на себя серьезную ответственность, ибо ажиотажный спрос недоброкачественных обязательств грозит посредникам не только убытками, но и порой банкротством. Фондовые отделы КБ обычно тщательно проверяют качество ценных бумаг, их текущую и перспективную ликвидность, финансовое состояние эмитента. Понятно, что находящимся зачастую в экстремальных условиях российским коммерческим банкам осуществлять все это затруднительно. 

3.5 Как сочетать рентабельность и законопослушность 

      Мы рассмотрели основную линию в деятельности коммерческого банка: депозиты - кредиты. Главным источником активных операций банка являются депозиты, в том числе вклады частных лиц. Население нашей страны обнаруживает уже склонность к сбережению. Вклады частных лиц в коммерческие банки достигли к концу 1996 г. 110 трлн. р., а общая сумма банковских депозитов поднялась до 170 трлн. р.

      Различают номинальную и реальную процентные ставки, причем последняя может быть и положительной, и отрицательной. Если номинальная ставка предполагает процент, назначаемый банками по вкладам и кредитам, то реальная изменяется в соответствии с ожидаемым ростом цен. Пример: ежемесячный доход по депозиту составляет 4,5%, а цены растут на 4%. Реальная ставка по депозиту окажется на уровне +0,5%. Реальная процентная ставка в России начала 90-х годов была устойчиво отрицательной. Подобное состояние процентной ставки теоретически должно снижать предложение денег и увеличивать спрос на кредиты. Но на практике общая неустойчивость, рост цен на факторы производства не вселяли надежд на выигрыш.

      Одной из задач финансовой политики является поддержка реальной процентной ставки на плюсовом уровне. Эта модель была предложена Кейнсом еще в 30-х гг. Мастер краткосрочного анализа предложил рассматривать склонности к потреблению, к инвестированию, состояние бюджетных расходов и налогов в качестве отдельных самостоятельных факторов, ответственных за поддерживание реальной процентной ставки на стабильном уровне. Взаимодействие этих факторов мы выясним в дальнейшем.

      Для последовательной ориентации потока сбережений в пользу рублевых депозитов необходимы, во-первых, поддержание процентных ставок на положительном уровне, компенсирующем инфляционный рост цен, и, во-вторых, надежность банков, надзор за деятельностью частных финансовых структур со стороны ЦБ, а также создание более совершенной системы страхования депозитов. На рынке сбережений депозиты в рублях конкурируют с валютой. Связь между этими двумя каналами помещения денежных средств подобна взаимодействию сообщающихся сосудов: если курс рубля падает, то стоимость валютных накоплений автоматически повышается и соответственно снижается сравнительная доходность рублевых вкладов. Банки в этой связи призваны внимательно следить за соотношением депозитной ставки и валютного курса.

      У банка складывается достаточно широкий и сложный круг обязанностей:

  • необходимо квалифицированно управлять портфелем своих депозитных и кредитных обязательств;
  • соблюдать равновесие между использованием срочных и бессрочных вкладов;
  • не увлекаться долгосрочным кредитованием при наличии преимущественно коротких вкладов;
  • предусматривать возможности неожиданных депозитных изъятий;
  • проводить экспертизу платежеспособности заемщика или ликвидности залога.

      До сих пор банки не всегда соблюдают старое английское правило: «не класть все яйца в одну корзину», т.е. не выдавать в одни руки слишком крупные суммы.

      Составным элементом банковской деятельности является мониторинг - контроль за использованием заемщиком полученных ссуд по назначению, отслеживание этого процесса, что позволяет повысить вероятность возврата заемных средств в предусмотренные сроки.

      Банальный смысл банковских операций можно сформулировать просто: покупать ресурсы дешевле, а продавать подороже. Чтобы не оказаться в убытке, банку следует иметь хотя бы небольшую камерную службу прогнозирования динамики процентных ставок рынка капиталов; разрабатывать стратегию действий, избегая хаотичности в банковских операциях.

      В число дополнительных услуг, оказываемых банками, входят:

  • траст - соглашение, по которому банк берет на себя заботу о сохранности средств, фондов или недвижимости клиента, о прибыльном управлении ими и получает оговоренный процент;
  • охрана ценностей, предполагающая, что банк держит в своих подвалах и сейфах ликвидные средства клиентов;
  • кредитные карточки, которые выдаются клиентам, имеющим текущий счет в банке, за что последний получает комиссионные из остатка средств клиента;
  • брокерская практика, состоящая в том, что банки продают и покупают акции и другие ценные бумаги своих клиентов;
  • страховые полисы: по лицензии ЦБ некоторые банки имеют право предоставлять клиентам гарантии под их финансовые операции;
  • консалтинг - консультирование по вопросам финансовой деятельности коммерческих предприятий;

      Кроме перечисленных услуг, которые общеприняты, в банковском деле многих стран существуют и специфические услуги, касающиеся, например, работы с векселями, ценными бумагами правительства. 
 

 

4. Уязвимые точки в банковской деятельности 

      Российская банковская система еще не устоялась, находится в состоянии неравновесия между использованием ЦБ и Минфином административных рычагов, с одной стороны, и сил естественно складывающегося кредитно-денежного рынка - с другой. Сложным остается положение с банковскими пассивами: повышается удельный вес краткосрочных вкладов граждан и счетов до востребования юридических лиц. Частные депозиты сосредоточены в Сбербанке, пользующемся некоторым доверием. В результате кредиты на срок сокращаются, в активе преобладают спекулятивные операции.

      Фактором, тормозящим кредитную эмиссию банков, остается ограниченность чекового обращения. Из-за опасности поделки движение «чеков России» было сокращено, их используют теперь лишь во внутригородском обороте. Техническая отсталость системы информации и связи не позволяет перейти к повсеместному распространению кредитовых карточек. Но кроме слабой защищенности чеков или технических несовершенств возникают также естественные психологические препятствия - недоверие населения ко всяческим нововведениям.

      Однако, несмотря на неблагоприятные условия, чековое обращение в виде кредитных карточек пробивает себе дорогу. Уже 11 крупных банков перешли к системе “Eurocard - Master Card”, т.е. стали членами международной организации, производящей и снабжающей банки пластиковыми кредитными карточками. Клиент может расплачиваться ими в торговых точках всего мира. А банк-эмитент тем самым расширяет клиентуру и межбанковское сотрудничество. В числе членов системы “Master Card” находятся Московский и Санкт-Петербургский банки Сбербанка России. Некоторые другие московские и российские банки находят для себя более целесообразным создавать собственную систему кредитных карточек, учитывающих специфику банковского дела и клиентуры в России.

      В поддержке нуждается рынок межбанковского кредита, понесший серьезные потери от кризиса осенью 1995 г. и последующей рестрикционной политики ЦБ. Наиболее уязвимым, естественно, оказались мелкие и средние банки. Перспективной, возможно, станет Ассоциация развития межбанковского сотрудничества (АРМБС), начавшая действовать с октября 1996 г. Она объединяет вокруг расчетного центра Торибанка около 60 участников. 

4.1 Банковские кризисы 

      Банки призваны способствовать экономическому росту и равновесию путем мобилизации свободных денежных средств и их рационального размещения. В этом, повторим, состоит объективная функция учреждений, торгующих деньгами.

      Но экономическая целесообразность кредитных операций условна. И по-своему прав был А.И. Радищев, который называл кредитные инструменты «мнимым богатством», поскольку «их чрезмерный выпуск ввергает государство в нищету». Эта сторона финансового рынка со всей очевидностью обнаруживается в таком нередком в российской практике явлении, как банковские кризисы.

      Риск почти всегда сопутствует банковским операциям - покупке ценных бумаг, продаже депозитных сертификатов и кредитов. Мы уже упоминали о рискованности пирамидальных финансовых структур.

      В 1995-1996 гг. банковские кризисы, более или менее масштабные, выражались в неплатежах, недостатке наличности, потере доверия со стороны вкладчиков. Например, в конце 1996 г. просроченная задолженность банкам составляла около 30 трлн. р. До сих пор у директорского корпуса сохраняется советская привычка к «безвозвратным» кредитам, доставшимся по распределению. В 1995 - 1996 гг. цепочка банкротств захватила многие коммерческие банки. Число убыточных банков выросло почти до трети всех российских коммерческих банков. В этих условиях ЦБ пошел на экстраординарные меры: на временное ограничение депозитной деятельности с собственным капиталом коммерческих банков, на передачу активов и пассивов банков-банкротов другим, более стабильным банковским учреждениям.

      Причины банковских кризисов многообразны. Среди них - ситуация продолжительного спада, сопряженного с инфляцией. Кредитование производства уходит на задний план, банки занимаются в основном депозитами и валютными операциями. Некоторые профессионально слабо подготовленные банкиры были ослеплены возможностью получения легкой прибыли из этих источников, стали выходить за пределы правил и нормативов. Отдельные коммерческие банки, например, рискнули выдавать выгодные долгосрочные кредиты из портфеля краткосрочных ресурсов или стали строить великолепные офисы за счет привлеченных средств.

      Для коммерческих банков высокая инфляция превратилась в привычную, к ней как бы приспособились. В ситуации поставленной инфляции необходимо менять стратегию, работать с более низкими процентами.

      В банковской системе России еще не отработана модель хеджирования финансовых рисков. Клиенты порою видят в страховании лишь повод для удорожания кредитов.

      Следствием финансовых штормов явились концентрация банковского капитала, волны слияний и поглощений. За 1994 - 1996 гг. количество российских коммерческих банков сократилось на 200 учреждений. В то же время несколько российских банков заняли прочные позиции в списке крупнейших банков мира. По данным на 1996 г., в первой тысяче представлено 8 банков России, занимающих соответственно 221, 390, 674, 723, 812, 880, 919 и 963 места.

      Россия конца 90-х гг. находится в ожидании экономического оживления. Перед банками стоит задача привлечения валютных сбережений, в значительной мере находящихся на руках, превращение их в рублевые депозиты. Эта работа не из легких, поскольку оправданная в условиях низкой инфляции тенденция к снижению процентов по вкладам тормозит рост депозитной наличности, а порой даже стимулирует отлив сбережений в валюту. Между тем «дедолларизация» экономики может форсировать инвестиции.

      Ряд российских банков имеет свои представительства за рубежом, девять банков создали отделения в столице финансового мира - Лондоне. Вместе с тем российские коммерческие банки дружно «держат оборону» против расширения деятельности иностранных банков на территории страны. Доля иностранных банков, вместе взятых, не может превышать 12% всего банковского капитала России. В 1996 г. иностранным банкам было разрешено, наконец, работать с российскими резидентами, имеющими на счете не менее 5.500 ЭКЮ (примерно 6.600$), а также открывать по одному филиалу на территории РФ.

      Подводя итог, отметим, что банковский сектор России нуждается в реконструкции. Факторами, благоприятствующими позитивным переменам, могут стать предполагаемое оживление производства, тенденция к сглаживанию резких диспропорций в экономике, превращение рубля в устойчивую конвертируемую валюту. В 1997 г. меры по реконструкции банковской системы войдут в комплекс институциональных и финансовых решений Центрального банка России. 
 

 

Словарь 

      
  1. Ассигнация - суммы денежных средств, выпускавшиеся в России с 1769 г. и аннулированные в 1849 г., когда в результате денежной реформы в России был введен серебряный монометаллизм. По традиции до сих пор используется для обозначения бумажных денег - банкнот.
  2. Облигация (bond) - долговое обязательство с фиксированным процентом, один из инструментов, с помощью которых корпорации и государство мобилизуют финансовые ресурсы на фондовых рынках.
  3. Интегрироваться - объединение в целое компаний, частей, элементов.
 
 

 

Список литературы 

  1. Усоскин В.М." Современный коммерческий банк. Управление и операции", М: ИПЦ" Вазар-Ферро", 1994.
  2. Рид Э. Коттер Р. Гилл Э. Смит Р. "Коммерческие банки", М: Прогресс, 1993.
  3. Э.Роде "Банковские операции"

Информация о работе Банковская система