Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.
Введение
Агропродовольственная и ценовая политика в условиях глобализации
Агропродовольственные рынки в России: тенденции и барьеры Теоретические основы аграрной политики на Западе и Россия
Структура и цели функционирования агропромышленного комплекса России
Размещение отраслей сельского хозяйства
Основные задачи животноводства
Основные направления развития агропромышленного комплекса
Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России
Кризис и сельское хозяйство России
АГРОГОРОДА И РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ
Современный агрогород
Финансирование проекта
Агрогорода и развитие депрессивных регионов
Заключение
Список литературы
Введение
Агропродовольственные рынки в России: тенденции и барьеры Теоретические основы аграрной политики на Западе и Россия
Размещение отраслей сельского хозяйства
Основные задачи животноводства
Основные направления развития агропромышленного комплекса
Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России
Кризис и сельское хозяйство России
Современный агрогород
Финансирование проекта
Агрогорода и развитие депрессивных регионов
Заключение
Список литературы
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
Агропродовольственная политика, от которой во многом зависит продовольственная безопасность страны, в значительной степени определяет ценовую политику в российском агропродовольственном комплексе (АПК). Из-за пренебрежения этим аспектом экономической политики Россия, располагающая 10% всех мировых запасов пахотных земель, а также половиной черноземных почв мира, остается крупным нетто-импортером сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Уровень самообеспечения продовольствием в нашей стране, в отличие от развитых стран, неуклонно снижается.
Динамика импорта и экспорта продовольствия значительно превышает темпы роста производства отечественной сельскохозяйственной продукции. С одной стороны, высокая зависимость России от импорта отдельных видов продовольствия и сырья существенно снижает ее экономическую безопасность, приводя к преобладанию на внутреннем агропродовольст венном рынке зарубежных товаров, продуктов и сервисов. С другой стороны, правительство РФ поощряет экспорт сельскохозяйственной продукции, жизненно необходимой отечественным производителям и потребителям. Россия входит в пятерку ведущих стран — экспортеров зерна.
Финансово-экономический кризис 2008—2009 гг. еще больше осложнил ситуацию в отечественном АПК на фоне застарелых проблем, в частности диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В кризисный период государственная политика в сфере продовольственной безопасности свелась к протекционистским мерам, неэффективным и приводящим к «вымыванию» с рынка импортных продуктов питания. В то же время раньше розничной торговле приходилось ограничивать рост цен на отечественные продукты, чтобы конкурировать с импортом. Однако получивший в последнее время распространение способ сдерживать розничные цены путем административно навязанных «ценовых соглашений» в долгосрочном периоде вряд ли выгоден и производителям, и потребителям. Необходима здоровая ценовая конкуренция, но в нашей стране она остается весьма слабой и не играет стимулирующей роли. Протекционистская политика лишь усугубляет это положение, позволяя отечественным производителям необоснованно повышать цены. Тем не менее на федеральном уровне вопросам протекционистской защиты российских товаропроизводителей по-прежнему уделяют первостепенное внимание. Правительство стремится уменьшить мясной импорт (например, с 1 января текущего года.
К росту цеп на продовольственные товары в нашей стране привела и политика государственного регулирования агропродовольственных розничных рынков. Она отвечала интересам структур, тесно связанных с органами федеральной и местной власти, и была направлена как на освобождение городов от рынков для застройки их территории, так и на ликвидацию неугодных конкурентов.
Так, в Москве н 1999—2009 гг, закрыто 162 рынка. Их число уменьшилось с 240 до 78, из них 38 — универсальные, 40 — специализированные (в том числе 21 сельскохозяйственный). До конца 2010 г. должны прекратить работу еще 60 рынков3. До кризиса город был намерен сократить до нуля объемы так называемой неорганизованной торговли. В связи с этим в Москве целенаправленно ограничивали мелкорозничную торговлю на нестационарных объектах (лотки, выездные лавки и др.). Например, в 2008 г. в городе было сокращено 30,8% таких объектов, или 2926 точек нестационарной торговли. Основная цель реорганизации рынков, но мнению городских властей, — создание в Москве цивилизованной системы торговли, полностью контролируемой контрагентами мэрии. На месте закрытых рынков к октябрю 2006 г. было построено 70 современных туровых комплексов. Этот процесс продолжался вплоть до кризиса. «Чисто» сельскохозяйственных рынков становилось все меньше, соответственно сократилось число отечественных про наводи те лей, продающих на них свою продукцию, что противоречит практике других европейских стран.
В 2009 г. из-за финансового кризиса в Москве был наложен временный мораторий на закрытие объектов нестационарной торговли и ликвидацию рынков. Однако московские власти намерены вернуться к политике монополизации торговли после выхода экономики из кризиса.
Продолжается начавшийся в 1990-е годы процесс вытеснения рынков монопольными сетевыми структурами. Сложившаяся система, создающая искусственные барьеры в торговле, неуклонно «работает» на поддержание завышенных цен и бьет по среднему классу. Цель торговых сетей — расти любой ценой4. Сетевая торговля препятствует развитию отечественного производства агропродовольственной продукции.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств:
1. Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).
3. Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративную технику, минеральные удобрения и др.). В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
Структура агропромышленного комплекса России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции комплекса, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере агропромышленного комплекса (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:
- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;
- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;
обеспечение соответствующего уровня эффективности
- удовлетворение экономических и социальных потребностей и интересов работников сельского хозяйства.
Сельское хозяйство - главное звено АПК. Оно дает более половины всей продукции АПК, концентрируя около 70% его производственных основных фондов.
На размещение и специализацию отраслей сельского хозяйства оказывают влияние природные и социально - экономические факторы, при этом преобладающее влияние имеет первая группа факторов. Сельскохозяйственные культуры для своего возделывания нуждаются в определенных природных условиях. Продолжительность вегетационного периода, требовательность к теплу, свету и качеству почв у сельскохозяйственных культур различны, в связи с чем неодинаковы границы их распространения. На размещение отраслей животноводства влияние природных факторов проявляется через кормовую базу.
Основные природные факторы размещения отраслей сельского хозяйства - качество почв, продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом), суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом), условия увлажнения, количество осадков, обеспеченность водными ресурсами, рельефные условия местности и др.
Природные факторы в наибольшей степени влияют на размещение отраслей растениеводства.
Из отраслей животноводства от природных условий наиболее зависимо пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства, а также оленеводство, коневодство и др.). Развитие его отраслей зависит от наличия пастбищ, их размеров, состава растительности и продолжительности их использования.
Важной особенностью сельскохозяйственного производства является сезонность, что приводит к неравномерному использованию рабочей силы в течение года, ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий производства, вызывает неравномерное поступление продукции и денежных доходов на протяжении года. Особенность сельского хозяйства состоит и в том, что оно носит биологический характер, т.е. в качестве средств производства здесь выступают растения и животные.
Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие:
В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно ограничены, например, винограда, чая, цитрусовых и др.; для других – гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др.). На размещение животноводства природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства; оленеводство, коневодство и др.). Здесь можно выделить такие факторы, как наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода их использования.
Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.