Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 02:03, курсовая работа
В настоящее время в экономической теории общепринятой является неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции). Согласно этой теории достаточным основанием для государственного антимонопольного регулирования являются общественные потери (неэффективность), обусловленные существованием монополии.
Антимонопольное регулирование (антитрестовское законодательство и административные структуры) появилось независимо от экономической теории и прикладной экономической науки. Разработка теории монополии (теории несовершенной конкуренции) относится к 1920–1930 гг., в то время как государственное регулирование в этой сфере стало применяться в конце XIX века.
Содержание……………………………………………………………………………3
Введение
1. Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы
4.Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта
Заключение
Список литературы:
Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов.
Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.
У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования:
1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.
2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.
3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.
4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).
Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования. [2, с. 85-86]
4.Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта
Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь является частью экономической политики государства и осуществляется по следующим направлениям:
законотворческая и нормотворческая деятельность в области конкурентной политики;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
демонополизация товарных рынков;
пресечение недобросовестной конкуренции;
содействие развитию конкуренции на товарных рынках республики;
контроль за экономической концентрацией;
регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в пределах компетенции, определенной законодательством;
обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции;
международное сотрудничество в области конкурентной политики.
Функции по государственному антимонопольному регулированию и контролю определены во исполнение требований Законов Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О естественных монополиях», иных актов законодательства. В соответствии с функциями, определенными в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, антимонопольный орган – Министерство экономики Республики Беларусь:
рассматривает и дает заключения по всем документам и проектам документов экономического характера на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Республики Беларусь;
разрабатывает нормативные правовые акты в области антимонопольной и конкурентной политики;
анализирует состояние товарных рынков и определяет степень их монополизации;
формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственный реестр субъектов естественных монополий;
осуществляет контроль за недобросовестной конкуренцией;
регулирует деятельность субъектов естественных монополий в пределах компетенции, определенной законодательством;
дает заключения о соответствии антимонопольному законодательству соглашений хозяйствующих субъектов и органов управления, ведущих к ограничению конкуренции;
дает заключения по условиям акционирования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
принимает в установленном законодательством порядке решения о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
согласовывает создание объединений хозяйствующих субъектов, в том числе холдингов, хозяйственных групп (финансово-промышленных групп), союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов;
осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, в том числе по продаже акций, принадлежащих Республике Беларусь на конкурсах, аукционах, торгах, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
формирует и ведет электронный банк данных по организационно-законодательной и нормативно - методической базе в области антимонопольной и конкурентной политики стран СНГ;
обеспечивает международное сотрудничество и взаимодействие в области конкурентной политики, с учетом того, что Республика Беларусь является членом Международной конкурентной сети (МКС), Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП), ЕврАзЭс и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Российской Федерации;
выносит предписания хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным лицам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства, о прекращении противоправной деятельности и об устранении возникших в ее результате вредных последствий;
исполняет ряд других функций.
Исполнение указанных функций осуществляется в соответствии с нормами и требованиями, изложенными в следующих нормативных правовых актах:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об административных правонарушениях;
Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;
Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»;
Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий;
Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
Инструкция по выявлению монопольных цен;
Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений;
Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
Методические рекомендации о порядке проведения антимонопольным органом экспертизы проектов создания холдингов, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации;
Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. В 2006 г. в целях совершенствования антимонопольного законодательства Минэкономики разработаны и прошли юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РБ ряд нормативных правовых актов:
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 3 января 2006 г. № 1 «О внесении изменения в положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных
на устранение нарушений антимонопольного законодательства»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2006 г. № 70 «О внесении дополнения и изменений в Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и признании утратившим силу приказа Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. № 120».
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;