Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 02:03, курсовая работа
В настоящее время в экономической теории общепринятой является неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции). Согласно этой теории достаточным основанием для государственного антимонопольного регулирования являются общественные потери (неэффективность), обусловленные существованием монополии.
Антимонопольное регулирование (антитрестовское законодательство и административные структуры) появилось независимо от экономической теории и прикладной экономической науки. Разработка теории монополии (теории несовершенной конкуренции) относится к 1920–1930 гг., в то время как государственное регулирование в этой сфере стало применяться в конце XIX века.
Содержание……………………………………………………………………………3
Введение
1. Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы
4.Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта
Заключение
Список литературы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой
Студентка
Минск 2009
Курсовая работа: 31 страница, 6 графиков, 3 таблицы.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
Изучена антимонопольная политика государств, ее предпосылки и причины возникновения. Рассмотрено антимонопольное законодательство и его особенности в различных странах.
Рассмотрена антимонопольная политика и антимонопольное законодательство Республики Беларусь и ее состояние на сегодняшний день, а также возможность ее использования в ней зарубежного опыта.
Целью исследования является развитие антимонопольного законодательства как в Республике Беларусь, так и за рубежом.
Содержание……………………………………………………
Введение
1. Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы
4.Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта
Заключение
Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Введение
Экономическая теория монополии дает
единственно приемлемое основание для
антимонопольной политики.
Ричард Познер
В настоящее время в экономической теории общепринятой является неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции). Согласно этой теории достаточным основанием для государственного антимонопольного регулирования являются общественные потери (неэффективность), обусловленные существованием монополии.
Антимонопольное регулирование (антитрестовское законодательство и административные структуры) появилось независимо от экономической теории и прикладной экономической науки. Разработка теории монополии (теории несовершенной конкуренции) относится к 1920–1930 гг., в то время как государственное регулирование в этой сфере стало применяться в конце XIX века.
В любой стране мира публичная антимонопольная политика защищает свободу экономической деятельности как основу политической демократии и права граждан страны распоряжаться принадлежащим им имуществом, своими способностями, обеспечивать себя и своих близких всеми необходимыми материальными благами. В прикладном значении свобода экономической деятельности означает наличие в обществе актуальной возможности применить себя и свою собственность в осуществлении любой, не запрещенной законом деятельности.
Сама по себе свобода экономической деятельности — необходимое условие справедливости экономического обмена. Ограничение свободы экономической деятельности, сложившееся как в результате сознательных действий компании на рынке, так и независимо от ее поведения, может использоваться отдельными участниками рынка в целях нарушения справедливости экономического обмена. В известном смысле, антимонопольное законодательство основывается на принципе особой ответственности участника рынка, который может использовать ограничение свободы экономической деятельности в своих интересах в ущерб интересам других участников рынка либо ограничивать из эгоистических побуждений своими действиями свободу деятельности на рынке. Общество использует антимонопольное регулирование в целях противодействия нарушению справедливости экономического обмена, имеющего своей причиной ограничение свободы экономической деятельности.
Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике. [1,с.200-201].
Важно обратить внимание на проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, так как и в США, и в Западной Европе давно занимаются разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов. Потому целью написания данной работы является усовершенствование антимонопольного регулирования и развитие антимонопольной политики, а также ее эффективность как в Республике Беларусь так и за рубежом.
1. Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики
Общепринятой в настоящее время является так называемая неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции), излагаемая в стандартных учебниках по экономической теории. Она лежит в основе большинства проводимых в последние десятилетия теоретических и прикладных исследований структуры отраслевых рынков, государственного регулирования и т. д. В силу этих обстоятельств, а также из-за методологического единства с другими разделами распространенной экономической теории, неоклассическая теория монополии (НТМ) по праву относится к тому, что принято называть mainstream economics.
Монополистической фирмой (монополистом) в НТМ называется продавец (или группа продавцов, действующая как единый продавец), который может влиять на рыночную цену своего товара путем изменения количества этого товара, которое он продает на рынке. В таких случаях говорят, что продавец обладает монопольной властью. В переводе на традиционный графический язык mainstream economics это означает, что индивидуальная кривая спроса такой фирмы не является горизонтальной.
В реальной экономике индивидуальная кривая спроса любого продавца не является горизонтальной. Например, если он решил продать дополнительное количество товара, то это значит, что объем предложения товара на рынке увеличился, и чтобы покупатели изменили свое поведение – увеличили закупки – необходимо, чтобы цена несколько снизилась. В этой связи неоклассическая теория говорит следующее: в тех случаях, когда продавец производит лишь малую долю общего количества товара, небольшое изменение количества производимого им товара не может существенно повлиять на рыночную цену. Иными словами, в такой ситуации его кривую спроса можно считать приблизительно горизонтальной. [5,с.560-561]
Согласно неоклассической теории ситуация совершенной конкуренции на рынке данного товара имеет место, когда:
– все производители (поставщики товара) обеспечивают лишь малую часть предложения;
– покупатели рассматривают товар, поставляемый разными производителями, как однородный;
– товар является бесконечно делимым (множество значений переменной «количество товара» совпадает с множеством неотрицательных действительных чисел);
– ресурсы мобильны, нет никаких искусственных ограничений на их перемещение между производителями;
– отсутствуют искусственные барьеры для входа продавцов и покупателей на рынок;
– все участники рынка обладают полной информацией о рынке и других его участниках.[9,с. 241-242]
Утверждается, что в этих условиях индивидуальная кривая спроса каждого продавца будет горизонтальной прямой (рис. 1), при этом агрегированная кривая спроса будет наклонной линией, пересечение которой с агрегированной кривой предложения будет определять рыночную цену (рис. 2).
Условные обозначения: MC – индивидуальная кривая предельных издержек (издержки на производство дополнительной единицы товара); АС – индивидуальная кривая средних издержек (суммарные издержки, деленные на количество произведенного товара); MR – индивидуальная кривая предельного дохода (выручка от продажи дополнительной единицы товара); D – спрос; S – предложение.
Рис. 1. Фирма в условиях совершенной конкуренции: краткосрочный период
Рис. 2. Рынок в условиях совершенной конкуренции
Каждый продавец, стремясь максимизировать прибыль, будет предлагать на рынок такое количество товара, при котором предельные издержки равны предельному доходу, то есть рыночной цене единицы товара. Если при этом средние издержки будут меньше предельных (рис. 1), то есть производитель будет получать прибыль, это вызовет приток ресурсов из других отраслей, цена упадет и со временем установится равновесие, при котором средние издержки будут равны предельным, а прибыль будет равна нулю (рис. 3).
Рис. 3. Фирма в условиях совершенной конкуренции: долгосрочный период
Далее утверждается, что, поскольку в ситуации равновесия никто не может ни получить прибыль, ни нести убытки, ресурсы используются максимально эффективно (при заданном первоначальном их распределении). Говорят также, что в условиях конкурентного равновесия максимизируется общественное благосостояние. Состояние равновесия в условиях совершенной конкуренции сравнивается с ситуацией, когда фирма обладает монопольной властью, то есть имеет наклонную индивидуальную кривую спроса (рис. 4). При этом цена (PM) устанавливается на уровне более высоком, чем предельный доход и предельные издержки. НТМ утверждает, что эта ситуация хуже с точки зрения эффективности, чем совершенная конкуренция, так как в этом случае:
– цена устанавливается на уровне более высоком, чем при совершенной конкуренции (PC), когда она всегда равна предельным издержкам;
– средние издержки фирмы выше потенциального минимума даже при условии свободного входа на рынок, когда прибыль в ситуации равновесия устанавливается равной нулю (случай, показанный на рис. 3).
Для иллюстрации относительной экономической эффективности монополии и совершенной конкуренции, а также для анализа эффективности антимонопольных мер часто используется так называемый треугольник общественных потерь, приведенный на (рис. 5.)
Условные обозначения: PM – цена, устанавливаемая монопольной фирмой; QM – объем продаж монопольной фирмы; PC – цена в гипотетической ситуации совершенной конкуренции; QC–объем продаж фирмы в гипотетической ситуации совершенной конкуренции.
Рис. 4. Ситуация монополии и совершенной конкуренции
Рис. 5. Общественные потери от существования монополии
На этой диаграмме площадь треугольника ABC представляет общественные потери: при переходе от конкурентного (QC) к монопольному (QM) уровню выпуска потребители теряют часть продукции, за которую они были бы готовы заплатить цену, определяемую кривой спроса (эти потери равны площади трапеции QMAСQC); в то же время производитель избегает издержек в сумме QMBCQC .Возникновение монополии в смысле данного определения ведет к потерям общественного благосостояния. Ситуация совершенной конкуренции рассматривается как нулевой уровень, точка отсчета для величины потерь, то есть эталон экономической эффективности. Отсюда делается вывод, что любое отклонение от условий модели совершенной конкуренции приводит к монополизму и снижению эффективности (благосостояния). К числу таких отклонений от эталона относятся, например, уменьшение численности фирм, слияния и поглощения, дифференциация товаров, асимметрия информации в результате рекламы и других приемов маркетинга и т. д. Данный факт объявляется достаточным основанием для государственного вмешательства с целью уменьшения общественных потерь (увеличения экономической эффективности). Разные меры регулирования должны иметь общей целью максимальное приближение рыночной ситуации к совершенной конкуренции.[5,с.563-565].
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения
Антимонопольное законодательство - система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и иных ограничений и стимулов (система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции, система юридических санкций за "сговор фирм", недостоверную рекламу и т.д.).
[10,с. 253]