Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Содержание

Введение…………………………………………… стр. 3
1. Понятие и сущность монополии.
1.1 Виды монополий……………………………………………стр. 5
1.2 Монополия и конкуренция…………………………………стр. 18
2. Развитие монополии и её регулирование.
2.1 Закон Республики Казахстан о регулировании естественных монополий………………стр. 21
2.2 Действующая система ценообразования в условиях монополии……………………………стр. 34
2.3 Антимонопольная политика Республики Казахстан……..стр. 39

Заключение…………………………………………стр. 42

Список используемой литературы………………стр. 44

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование 1 курс.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения од­ной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входя­щих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по свое­му составу конгломерат в отличие от концернов не является постоян­ным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь об­щую норму прибыли выше средней.

Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат, монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и вли­яние подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих компаний такую монополию.

Особенность современных монополистических образований зак­лючается в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки от­дельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. Для этого ими устанав­ливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в моно­полистическое объединение. В результате столь тесного переплетения промышленного, торгового и банковского капитала возникает финансо­вый капитал. Финансовый капитал представляет собой единство капи­тала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала нефинансо­вых, обычно промышленных, корпораций.

Финансовый капитал отдельных монополистических объедине­ний может объединяться с финансовым капиталом других объединений, в результате чего образуются мощные финансово-промышленные груп­пы, под контролем которых оказываются важнейшие сферы хозяйства. В США, например, насчитывается 20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ - 5, Великобритании - 8, Франции - 9, Италии – 4

 

 

 

 

 

 

                 1.2.Монополия и конкуренция.

 

     На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, напри­мер, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, ко­торые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров, например, из Астаны в Алмату, экономически невыгодно. Получен­ные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производ­ства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества .

Кроме того, монополия может быть рождена системой патенто­вания, согласно которой закрепляется право единоличного использова­ния какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продук­цию, предстает как монополист.

Монополия может возникнуть и в результате использования како­го-то уникального фактора производства, которого нет у других това­ропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится осо­бый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делает­ся вино - совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам -то продавец вина также предстает как монополист.

Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать лю­бой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, не­похожий на другие товары. Если талант человека проявляется в способ­ности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом. Таковым, к примеру, можно считать художника, выставившего свои неповторимые полотна на продажу. Зна­чит, монополия может быть порождена талантом отдельных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Развитие монополии в Республике Казахстан и её перспективы.

  

  2.1.Закон РК о регулировании естественных монополий.

 

    Закон Республики Казахстан

     от 9 июля 1998 г. N 272-1

О естественных монополиях (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 13 июля 1999 г. N 413-I)

      Настоящий Закон регулирует деятельность естественных монополий в Республике Казахстан и направлен на обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

    Статья 1. Цели Закона

     Целями настоящего Закона являются:

1) определение правовых основ государственной политики регулирования цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии;

2) содействие развитию и совершенствованию условий производства и предоставления услуг (товаров, работ) в сфере естественных монополий.

     Статья 2. Сферы применения Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на рынке услуг (товаров, работ), связанные с существованием и деятельностью субъектов естественных монополий.

2. Положения настоящего Закона распространяются и на действия (бездействие) субъектов естественных монополий, их учредителей (участников), совершаемые за пределами Республики Казахстан, в случаях, когда эти действия (бездействие) противоречат настоящему Закону и наносят ущерб потребителям услуг (товаров, работ) естественных монополий.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд.

4. Правоотношения, не охваченные настоящим Законом, регулируются антимонопольным и другим законодательством Республики Казахстан.

      Статья 3. Используемые в настоящем Законе понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) всеобщее обслуживание - предоставление услуг и производство товаров, работ субъектами естественной монополии для всех потребителей на определенной территории Республики Казахстан, где субъекты естественной монополии осуществляют свою деятельность и в состоянии предоставлять услуги (товары, работы);

2) группа лиц - совокупность юридических, юридических и физических или физических лиц, владеющих десятью и более процентами голосующих акций (долей), которые совместно в результате соглашения имеют право прямо или косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения;

3) естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ);

4) потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии - физическое или юридическое лицо, пользующееся товарами, работами и услугами субъекта естественной монополии;

5) субъект естественной монополии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии;

6) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий;

7) услуги субъекта естественной монополии - услуги, товары, работы, предоставляемые и потребляемые в условиях естественной монополии, включая случаи предоставления услуг в виде передачи определенного товара потребителю;

8) чрезвычайные регулирующие меры - меры, принимаемые уполномоченным органом по регулированию деятельности субъекта естественной монополии в целях защиты жизни, здоровья граждан, а также имущества юридических и физических лиц.

    Статья 4. Сфера деятельности естественной монополии

1. К сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам;

3) передача и распределение электрической и тепловой энергии;

4) эксплуатация железнодорожных магистралей;

5) услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

6) услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;

7) услуги водохозяйственной и канализационной систем;

8) услуги почтовой связи;

9) иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

2. Субъекты естественной монополии, независимо от форм собственности, подлежат включению в Государственный регистр субъектов естественной монополии.

3. Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественной монополии устанавливается уполномоченным органом.

  Статья 5. Ограничение деятельности субъектов естественной монополии

   Субъекту естественной монополии запрещается:

1) оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, субъекта естественной монополии;

2) иметь в собственности и (или) на праве хозяйственного ведения имущество, которое не связано с производством и предоставлением услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии;

3) владеть акциями (долями) кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов или иным образом участвовать в деятельности других коммерческих организаций;

4) приобретать не для собственного потребления товары, работы, услуги, транспортируемые или передаваемые им;

5) взимать за предоставляемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом

6) отчуждать основные средства без согласования с уполномоченным органом;

7) навязывать условия доступа к услугам субъектов естественной монополии или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей услуг субъектов естественной монополии или получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных тарифах.

    Статья 6. Права субъекта естественной монополии

Субъект естественной монополии вправе:

1) устанавливать в соответствии с законодательством технические требования, обязательные для соблюдения потребителями;

   Например: Приказ Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан от 5 декабря 1996 г. N 169 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией".

2) вносить предложения при принятии уполномоченным органом решений, затрагивающих вопросы его деятельности и правового статуса;

Информация о работе Антимонопольное регулирование