Антимонопольное регулирование за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 71.21 Кб (Скачать)

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации  экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО  «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная реформа  в этой сфере направлена на повышение  экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование  их производственного потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач  реструктуризации российской экономики.

Применение методов антимонопольного регулирования не может осуществляться без соответствующей законодательной  базы. В настоящее время антимонопольное  законодательство включает в себя следующие  нормативно-правовые акты: , закон «О мерах по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли» от 14 апреля 1998 г. нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Основным нормативным  актом, регулирующим антимонопольную  деятельность в России является Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее  положение на рынке, если их  результатом оказывается существенное  ограничение конкуренции и ущемление  интересов других участников  рынка, в том числе отдельных  граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения  доступа на рынок конкурирующих  фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной  конкуренцией, в частности: распространяющие  ложные сведения о товарах  и фирмах своих конкурентов,  чтобы отпугнуть от них покупателей;  обманывающие покупателей относительно  реальных свойств и качества  своего товара; незаслуженно принижающие  в своей рекламе качество товаров  своих конкурентов; незаконно  использующие для своих товаров  чужие названия и товарные  знаки, а также копирующие форму,  упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью  монополистов осуществляет Государственный  комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать  от монополиста возместить причиненные  его действиями убытки, а также  наложить на виновную фирму  штраф в размере до 1 млн. руб.

 

Законом установлено понятие  «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке определенного  товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность  оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или  иным образом ограничивать свободу  их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой  фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление  доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения  в целях создания дефицита, навязывание  условий, невыгодных контрагенту или  не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу  на рынок конкурентов, нарушение  установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих  субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах  и торгах, о разделе рынка, об ограничении  доступа к рынку .

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих  субъектов, а также за соблюдением  антимонопольного законодательства при  приобретении акций, паев, долей участия  в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность  предприятий и должностных лиц  за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее  время.

В 1995 г. отечественные фирмы  получили право возбуждения дел  по обвинению в демпинге с целью  вытеснения конкурентов с российского  рынка. Это явилось результатом  постепенно совершенствующегося в  нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении  антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для  нашей страны способы поддержки  конкуренции и ограничения монополистических  проявлений. Ведь первые попытки регулирования  деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг. , особого  успеха не принесли. Стало ясно, что  особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает  действенность методов, вполне успешно  работающих в странах с развитыми  экономическими системами рыночного  типа.

Вот почему весной 1994 г. правительство  утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы  могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями  теперь в нашей стране будут считаться  отрасли или фирмы, обладающие двумя  признаками: а) они производят продукцию  или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привести из других регионов страны; б) они действуют  на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию  попали такие отрасли, как электроэнергетика  и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями  будут считаться отрасли и  фирмы, обеспечивающие нужды государства  в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические  виды продукции, где сокращение числа  фирм-производителей облегчает государству  контроль за качеством и продажами  этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями  будут признаваться отрасли и  фирмы, которые оказались доминирующими  производителями на рынках своих  товаров в силу проводившейся  ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей  эффективности своей работы.

Именно временные и  естественные монополии и будут  теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в  целом. Хозяйственная практика последних  лет убедительно показала, что  именно такие фирмы и отрасли  влияют на развитие отечественной экономики  наиболее негативно, именно они несут  большую долю вины в раскручивании  «маховика» инфляции.

Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными  и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для регулирования  их деятельности предусмотрено создавать  на 3 года специальные федеральные  агентства. Эти агентства имеют  право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых  они обязаны обслуживать;

— уровень и структуру  цены;

— план инвестирования в  расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода  рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное  экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о  «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию»  подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и  нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению к временным  монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных  захватить доминирующее положение  на местных товарных рынках отдельных  регионов страны;

— запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных  товарных рынках отдельных регионов страны;

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а  также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование  монополиста на рынке;

— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с  созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени  монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения  задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров  зарубежных фирм. Беда лишь в том, что  эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия  ее неоднозначны. Дело в том, что  отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению  «цена – качество» при сравнении  аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень  качества стоят дороже зарубежных).

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные  законодательством за нарушение  антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения  антимонопольной службы должны подлежать  проверке государственными судами. Кроме  осуществления процесса демонополизации  антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при  активном участии потребителей. Поэтому  широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной  политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право  на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь  сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

В 1999 году в России было создано  Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи  (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Основными задачами Министерства являются:

1) предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

2) содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного  контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства Российской Федерации,  законодательства Российской Федерации  о защите прав потребителей, о  государственной поддержке предпринимательства,  о рекламе, а также в пределах  своих полномочий законодательства  Российской Федерации о естественных  монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной  политики, направленной на поддержку  предпринимательства, в том числе  малого и среднего, содействие  становлению и укреплению предпринимательского  сектора экономики Российской  Федерации, государственное регулирование,  межотраслевая и межрегиональная  координация в сфере развития  и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование  и контроль деятельности субъектов  естественных монополий в области  связи (оказание услуг общедоступной  электрической и почтовой связи).

В соответствии с основными  задачами Министерство выполняет следующие  функции: обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной  поддержке предпринимательства, о  товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в  Правительство Российской Федерации  предложения о его совершенствовании; дает в установленном порядке  заключения на проекты законов и  иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной  политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а  также принимает участие в  их подготовке; дает рекомендации федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках; разрабатывает  и осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения товаров (услуг); осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.

Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в России