Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:20, реферат
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Основы антимонопольной политики РФ………………………………. 5
Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………….. 5
Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательства РФ…………………………………………………. 7
Система государственной защиты конкуренции……………………. 12
2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12
2.2 Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы……………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы…………………………………………. 20
Многие из указанных выше целей и задач антимонопольного (конкурентного) регулирования, антимонопольной и конкурентной политики государства получили закрепление в законах Российской Федерации, в частности, федеральных законах «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О рекламе» и др.2
Проведение
государственной политики по содействию
развитию товарных рынков и конкуренции,
предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции осуществляется
федеральным органом
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено, и в качестве антимонопольного органа была создана Федеральная антимонопольная служба, которой были переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Целью
антимонопольного законодательства является
повышение эффективности
Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи предусматривает:
- анализ
сложившихся товарных рынков, поведения
на них предприятий и
- формирование
необходимых организационно-
- создание
системы государственного
- учет
структуры рынка при
Антимонопольное
законодательство и развитие конкуренции
на рынках Российской Федерации взаимосвязаны
с финансовой стабилизацией, антиинфляционными
мерами, а также инвестиционной и
экспортно-импортной политикой.
В реальной действительности конкурентное регулирование, как правило, отражает корпоративные интересы. В экономической литературе этот аргумент является основным при обосновании негативного, ограничивающего воздействия государственной политики на развитие конкуренции.
Конкуренция и государственное конкурентное регулирование - это необходимые, взаимодополняющие элементы системы рыночных отношений, несмотря на то, что они реализуются через взаимное ограничение. Целенаправленное конкурентное регулирование государства является наиболее рациональным.
Государство способствует нейтрализации внешних эффектов, устраняя информационную асимметрию на рынке, создавая благоприятную или неблагоприятную ситуацию для развития конкуренции. Критерием целесообразности при выборе между нерегулируемой и регулируемой конкуренцией должны являться добросовестное поведение и хорошая результативность рынков. Оптимальный уровень конкуренции меняется и зависит от особенностей страны, периода ее развития, места в мировом хозяйстве. В российской экономике, несомненно, дальнейшее развитие конкуренции должно сочетаться с активизацией государства в хозяйственной жизни.
С ускорением развития мирового рыночного хозяйства мировой экономический кризис приводит к необходимости формирования концепции
государственного конкурентного регулирования.
Неорганизованность
российского рыночного пространства,
иррациональность характера структуры
экономики, отсутствие эффективной промышленной
политики, неадекватность поведения хозяйствующих
субъектов, распыление инвестиционных
ресурсов являются причинами ограниченности
конкурентного регулирования, которая
в таких условиях должна быть поступательной.
К принципaм, нa основе которых должно осуществляться государственное конкурентное регулирование в кризисных условиях России, мы относим защиту и поощрение конкуренции, использование экономических регуляторов рынка, дифференцированный подход к объектам регулирования, основанный на многообразии конкурентных стратегий компаний и степени открытости рынков, контроль над уровнем монополизации рынков, усиленный протекционизм, формирование позитивного отношения в обществе к конкурентному регулированию государства.
Как показывает мировая практика, в усилении государственного протекционизма, прежде всего, заинтересованы монополии, что характерно и для России, поэтому защита национальных интересов отечественных производителей должна осуществляться государством при стимулировании развития конкуренции на внутреннем рынке.
Конкурентное регулирование российского государства должно основываться на классификационном различии товаров производителей в зависимости от проводимой ими конкурентной стратегии на рынке. Основу дифференцированной конкурентной стратегии государства должна составлять его промышленная политика с учетом интересов крупного, специализированного, малого бизнеса.
По моему мнению, основными направлениями федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках должны являться: стимулирование развития внутриотраслевой конкуренции в машиностроительной, химической и лесоперерабатывающей промышленности, установление твердого контроля над ценами компаний - монополистов при жестком пресечении сговора между хозяйствующими субъектами по поводу уровня цен и тарифов, государственная поддержка промышленного экспорта как фактора расширения спроса и регулирование импорта с целью увеличения предложения, расширение государственного протекционизма, осуществление дифференцированного конкурентного регулирования по отношению к высокомонополизированным и неконцентрированным рынкам, субъектам конкуренции.
В условиях российской экономики, учитывая неэффективность использования конкурентного регулирования, выделим актуальные проблемы ее развития в условиях кризиса.
1. Совершенствование и более активное использование антимонопольного законодательства. Необходимо увеличение штрафов за антиконкурентное поведение, размер которых должен пятикратно превышать сумму нанесенного обществу вреда, расширение практики привлечения к уголовной ответственности руководителей компаний за нарушение российского антимонопольного законодательства.
Целесообразно введение запрета на контракты по продаже и лизингу товаров, которые могут приводить к значительному ослаблению конкуренции или к созданию монополии, определение ограничений по незаконному сбору, обработке и распространению информации (последние сделки, объем выпуска продукции, запасы сырья, проведение сравнительного анализа издержек производства) центральными органами торговых ассоциаций, преобразование структуры антимонопольных органов на федеральном уровне, уточнение их функций, задач.
Усиление ответственности органов власти и управления за нарушение конкурентного законодательства за счет: повышения координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти в регулировании деятельности естественных монополий; усиления административной ответственности должностных лиц органов управления, расширения правовых знаний об антимонопольной политике. Выработка концепции популяризации государственного конкурентного регулирования развития рыночной конкуренции, в связи, с чем необходимо расширение географических границ товарных рынков; усиление контроля над процессами слияния, поглощения, объединения коммерческих организаций и приобретения крупных пакетов акций; выявление и устранение антиконкурентных соглашений.
Следует отметить, что в условиях экономического кризиса региональное конкурентное регулирование более эффективно по сравнению с федеральным в решении вопросов, связанных с формированием системы конкурирующих товаропроизводителей на местных рынках и организацией поддержки предпринимательских структур, в том числе малых и средних предприятий, а также с популяризацией конкурентного регулирования.
2.2
Программа развития
конкуренции в Российской
Федерации на 2009-2012 годы
Председатель
правительства РФ Владимир Путин
распоряжением N691-р от 19 мая утвердил
программу развития конкуренции
в РФ и план мероприятий по реализации
программы развития конкуренции
в РФ на 2009-2012 гг. Федеральным органам
исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов РФ
поручается обеспечить в пределах своей
компетенции реализацию программы.
ФАС России поручено представлять в
Минэкономразвития России ежегодно,
до 1 марта года, следующего за отчетным,
сведения о количестве установленных
фактов нарушения антимонопольного
законодательства по РФ, включающие информацию
о количестве нарушений, выразившихся
в злоупотреблении
Программа
развития конкуренции в РФ является основой
для реализации конкурентной политики,
определяет ее приоритеты и основные направления
на период до 2012 г, включает меры антимонопольного
регулирования, иные защитные меры, а также
меры по развитию конкуренции, расширяющие
возможности и стимулирующие предпринимательскую
деятельность.
Существуют факторы, негативно влияющие
на результативность выполнения функции
защиты конкуренции. Прежде всего, к ним
относится перегруженность антимонопольного
органа заявлениями и делами, косвенно
связанными с защитой конкуренции. Регулирование
ценообразования исключительно методами
антимонопольного принуждения может привести
к существенному искажению конкурентной
среды на соответствующем товарном рынке.
Несовершенная нормативно-правовая база
также является препятствием на пути эффективного
антимонопольного регулирования.
В
целях совершенствования
Необходимо
повысить доказательственный статус экономического
анализа и оценки конкурентной среды,
формализовать и
Необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства, прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, которые наносят вред конкурентной среде отдельного рынка и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на рынке. За правонарушения, относящиеся к этой категории, должна быть установлена повышенная ответственность вплоть до уголовной.
Ко
второй категории правонарушений относятся
нарушения, не влекущие серьезных общественно
опасных последствий и
В
целях совершенствования
-
внесены изменения в статью 178
Уголовного кодекса РФ, уточняющие
перечень составов уголовно