Антимонопольная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополий
1.2. Формы и виды монополий
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
Глава 2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1. Антимонопольное законодательство
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Республики Казахста1.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

- ограничение  прав предпринимателей по приобретению и реализации

товаров;

- установление  запретов или ограничений относительно отдельных

предпринимателей  или групп предпринимателей.

Недобросовестной  конкуренцией признается:

- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования

или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное  использование его имени;

- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений,

которые могут нанести ущерб деловой  репутации или имущественным  интересам другого предпринимателя;

- получение,  использование, разглашение коммерческой  тайны, а также

конфиденциальной  информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Агентство в установленном  законодательством  порядке осуществляет следующие функции:

1) формирование  и ведение Государственного регистра  хозяйствующих субъектов - естественных монополистов Республики Казахстан,

Государственного  реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке, Государственного регистра платных  услуг, оказываемых государственными органами;

2) установление  цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управление;

3) осуществление  контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства во всех сферах экономики;

4) анализ  рынка и выявление хозяйствующих  субъектов, занимающих

доминирующее  положение, определение границ, доступных  для

потребителей  рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;

5) организация  и координация выполнения государственных  программ поддержки и развития  малого бизнеса (предпринимательства); 
6) анализ состояния малого бизнеса (предпринимательства) и эффективности государственной поддержки, осуществление контроля за эффективностью использования государственных финансовых средств, направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);

7) разработка  и реализация мер по развитию  конкуренции на товарных и финансовых рынках;

8) организация взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции Агентства. 
Агентство наделено обширными полномочиями в области ценообразования, демонополизации, а также по применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства. 
В частности, в области ценообразования Агентство имеет право в установленном законодательством порядке:

1) устанавливать  цены (тарифы) или их предельный  уровень на продукцию хозяйствующих  субъектов - естественных монополистов  и услуги, оказываемые государственными учреждениями, являющимися

государственными  органами;

2) проводить публичные слушания по вопросам изменения цен на продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;

3) участвовать  в проведении тендеров на закупку  материальных ценностей и услуг  хозяйствующими субъектами - естественными монополистами;

4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов, работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания помощи в проведении проверок.

Для выполнения возложенных  функций и задач  Агентство наделено целым рядом властных полномочий:

1) проводить  расследования по нарушениям антимонопольного

законодательства  и дисциплины цен, создавать административную комиссию, вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц и граждан либо возбуждать в суде дело о наложении таких штрафов; 
2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении с целью

устранения  нарушений антимонопольного законодательства,

государственной дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей; 
3) вызывать и получать от должностных лиц и граждан Республики

Казахстан, иностранных граждан и лиц  без гражданства необходимую  информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных нарушений  антимонопольного законодательства и  дисциплины цен; 
4) принимать решения о методах антимонопольного регулирования

хозяйствующего  субъекта, признанного монополистом на рынке или занимающим на нем доминирующее положение;

5) принимать  обязательные для исполнения субъектами рыночных

отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий;

6) признавать  недействительными полностью или частично принятые

органами  власти и управления акты, а также  соглашения этих органов, хозяйствующих  субъектов, нарушающие антимонопольное  законодательство и дисциплину цен;

7) принимать  решения о перечислении в доход бюджета сумм, полученных

субъектами  естественной монополии в результате нарушения ими государственной  дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков, причиненных  субъектом естественной монополии  незаконным завышением цен и тарифов, путем установления временных

компенсирующих (понижающих) цен и тарифов;

Решения Агентства и его территориальных  органов, принимаемые в пределах их компетенции, являются обязательными  для исполнения всеми государственными органами управления, ведомствами, местными исполнительными органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями. 
Агентство также вправе отменять действие нормативных актов министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного управления, а также решения органов управления, хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений, которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.

В Антимонопольных  органах созданы: коллегия, возглавляемая

председателем, а на территориальном уровне директором департамента;

административная  комиссия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.    Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных

монополий, регулируются Законом "О естественных монополиях" от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды

деятельности: 
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

трубопроводам; 
- транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и

распределительным трубопроводам;

- передача  и распределение электрической  и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных магистралей;

- услуги  аэронавигации, портов, аэропортов;

- услуги  телекоммуникаций с использованием сети местных линий;

- услуги  водохозяйственной и канализационной систем;

- услуги  почтовой связи;

- иные  виды, установленные законодательными актами Республики

Казахстан.

Кабинетом Министров Республики Казахстан  принято постановление от 20 декабря 1993г. №1275 "Об утверждении Временного положения о порядке определения границ рынка определенного вида товара и признании хозяйствующего субъекта монополистом".

Определение границ товарного  рынка необходимо в целях: 
1) установления доминирующего положения на соответствующем рынке;

2) расчета  показателей концентрации республиканских и местных рынков

товаров и услуг.

При анализе  экономического положения хозяйствующего субъекта необходимо рассчитывать как  абсолютную, так и относительную  его долю, определяемую путем сопоставления с долей конкурентов.

Доминирующее  положение хозяйствующего субъекта может устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке. 
Типичными признаками доминирующего положения являются: 
- хозяйствующий субъект не имеет конкурента на рынке соответствующего

товара; 
- хозяйствующий субъект, не являясь единственным производителем

(поставщиком)  или потребителем соответствующего  товара, способен диктовать свои  условия при продаже или покупке  товара, при заключении договора, навязывать потребителю или поставщику любые невыгодные для него условия;

- хозяйствующий  субъект путем монополизации рынка способен

ограничивать  конкуренцию других предприятий, организаций, производящих соответствующие товары

Согласно ст.7 Закона РК "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" незаконными признаются следующие

действия  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение:

1) уменьшение  и прекращение производства, а  также изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке, либо повышение цен;

2) нарушение  установленного нормативными актами порядка

ценообразования; 
3) создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим

хозяйствующим субъектам;

4) навязывание  контрагенту условий договора, которые не относятся предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе включая навязывание гражданам и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров.

Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики вводится в следующих случаях:

1) при  невозможности или нецелесообразности  разукрупнения (разделения) хозяйствующего  субъекта, являющегося монополистом на рынке определенного товара;

2) при  наличии решения Правительства  Республики Казахстан о введении

государственного  регулирования цен.

Алматы. 13 августа 2008г."Казахстан Сегодня" – Действующее

антимонопольное законодательство Казахстана не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка. Об этом, в ходе "круглого стола", на котором обсуждался проект закона "О конкуренции", сообщил председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев.

"Действующее  антимонопольное законодательство не в состоянии эффективно повлиять на процесс демонополизации в отраслях экономики, не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка", - сказал М. Есенбаев.

Он также  отметил, что "в результате непонимания  и игнорирования действующего законодательства ежегодно увеличивается количество нарушений... например, ежегодно наблюдается повсеместное повышение субъектами рынка цен на ГСМ в период посевной и уборочной, цен на уголь в период отопительного сезона".

Информация о работе Антимонопольная политика Республики Казахстан