Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
Введение
Глава 1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополий
1.2. Формы и виды монополий
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
Глава 2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1. Антимонопольное законодательство
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации
товаров;
- установление запретов или ограничений относительно отдельных
предпринимателей или групп предпринимателей.
Недобросовестной конкуренцией признается:
- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования
или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений,
которые
могут нанести ущерб деловой
репутации или имущественным
интересам другого
- получение,
использование, разглашение
конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.
Агентство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:
1) формирование
и ведение Государственного
Государственного
реестра хозяйствующих
2) установление
цен (тарифов) или их
3) осуществление
контроля за соблюдением
4) анализ
рынка и выявление
доминирующее положение, определение границ, доступных для
потребителей рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;
5) организация
и координация выполнения
6) анализ состояния малого бизнеса (предпринимательства)
и эффективности государственной поддержки,
осуществление контроля за эффективностью
использования государственных финансовых
средств, направленных на поддержку малого
бизнеса (предпринимательства);
7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках;
8) организация
взаимодействия и сотрудничества с государственными
органами и организациями зарубежных
стран, с международными организациями,
а также участие в разработке и реализации
международных проектов и программ по
вопросам, относящимся к компетенции Агентства.
Агентство наделено обширными полномочиями
в области ценообразования, демонополизации,
а также по применению мер административного
принуждения за нарушение антимонопольного
законодательства.
В частности, в области
ценообразования Агентство
имеет право в установленном
законодательством
порядке:
1) устанавливать
цены (тарифы) или их предельный
уровень на продукцию
государственными органами;
2) проводить публичные слушания по вопросам изменения цен на продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;
3) участвовать
в проведении тендеров на
4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов, работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания помощи в проведении проверок.
Для выполнения возложенных функций и задач Агентство наделено целым рядом властных полномочий:
1) проводить расследования по нарушениям антимонопольного
законодательства
и дисциплины цен, создавать административную
комиссию, вызывать и налагать в пределах
своей компетенции штрафы на должностных
лиц и граждан либо возбуждать в суде дело
о наложении таких штрафов;
2) обращаться в суд с исками, участвовать
в их рассмотрении с целью
устранения нарушений антимонопольного законодательства,
государственной
дисциплины цен, законодательства по защите
прав потребителей;
3) вызывать и получать от должностных
лиц и граждан Республики
Казахстан,
иностранных граждан и лиц
без гражданства необходимую
информацию, документы или их копии,
объяснения по поводу допущенных нарушений
антимонопольного законодательства и
дисциплины цен;
4) принимать решения о методах антимонопольного
регулирования
хозяйствующего субъекта, признанного монополистом на рынке или занимающим на нем доминирующее положение;
5) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных
отношений
решения о прекращении
6) признавать недействительными полностью или частично принятые
органами власти и управления акты, а также соглашения этих органов, хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и дисциплину цен;
7) принимать решения о перечислении в доход бюджета сумм, полученных
субъектами естественной монополии в результате нарушения ими государственной дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и тарифов, путем установления временных
компенсирующих (понижающих) цен и тарифов;
Решения
Агентства и его
Агентство также вправе отменять действие
нормативных актов министерств, государственных
комитетов, ведомств и других органов
государственного управления, а также
решения органов управления, хозяйствующих
субъектов любой формы собственности
или их объединений, которые входят в противоречие
с антимонопольным законодательством.
В Антимонопольных органах созданы: коллегия, возглавляемая
председателем, а на территориальном уровне директором департамента;
административная комиссия.
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных
монополий, регулируются Законом "О естественных монополиях" от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды
деятельности:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным
трубопроводам;
- транспортировка газа и газового конденсата
по магистральным и
распределительным трубопроводам;
- передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги
телекоммуникаций с
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные законодательными актами Республики
Казахстан.
Кабинетом Министров Республики Казахстан принято постановление от 20 декабря 1993г. №1275 "Об утверждении Временного положения о порядке определения границ рынка определенного вида товара и признании хозяйствующего субъекта монополистом".
Определение
границ товарного
рынка необходимо
в целях:
1) установления доминирующего положения
на соответствующем рынке;
2) расчета
показателей концентрации
товаров и услуг.
При анализе экономического положения хозяйствующего субъекта необходимо рассчитывать как абсолютную, так и относительную его долю, определяемую путем сопоставления с долей конкурентов.
Доминирующее
положение хозяйствующего субъекта
может устанавливаться только на
основе анализа конкретной ситуации
в отрасли и на товарном рынке.
Типичными признаками
доминирующего положения
являются:
- хозяйствующий субъект не имеет конкурента
на рынке соответствующего
товара;
- хозяйствующий субъект, не являясь единственным
производителем
(поставщиком)
или потребителем
- хозяйствующий субъект путем монополизации рынка способен
ограничивать конкуренцию других предприятий, организаций, производящих соответствующие товары
Согласно ст.7 Закона РК "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" незаконными признаются следующие
действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение:
1) уменьшение и прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке, либо повышение цен;
2) нарушение установленного нормативными актами порядка
ценообразования;
3) создание препятствий доступу на рынок
(выхода с рынка) другим
хозяйствующим субъектам;
4) навязывание контрагенту условий договора, которые не относятся предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе включая навязывание гражданам и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров.
Государственное
регулирование цен в
1) при
невозможности или
2) при наличии решения Правительства Республики Казахстан о введении
государственного регулирования цен.
Алматы. 13 августа 2008г."Казахстан Сегодня" – Действующее
антимонопольное законодательство Казахстана не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка. Об этом, в ходе "круглого стола", на котором обсуждался проект закона "О конкуренции", сообщил председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев.
"Действующее
антимонопольное
Он также отметил, что "в результате непонимания и игнорирования действующего законодательства ежегодно увеличивается количество нарушений... например, ежегодно наблюдается повсеместное повышение субъектами рынка цен на ГСМ в период посевной и уборочной, цен на уголь в период отопительного сезона".
Информация о работе Антимонопольная политика Республики Казахстан