Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
Введение
Глава 1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополий
1.2. Формы и виды монополий
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
Глава 2. Антимонопольная политика на современном этапе
2.1. Антимонопольное законодательство
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная).
Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем
уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без
существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках.
Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д.
И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы
конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
сегодня действует качественно
новая конкуренция, которая отражает новую
структуру рынка, его монопольный характер.
Глава 2. Антимонопольная политика на современном этапе.
2.1. Антимонопольное законодательство.
Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования.
Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности.
К основным задачам относятся:
Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования было дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
Созданная
в государствах нормативная, правовая
база позволяет антимонопольным
органам предпринимать
На современном
этапе, когда под воздействием научно-технического
прогресса расширяется
Правовую
основу антимонопольного
законодательства составляют:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Закон Казахской ССР "О развитии конкуренции и ограничении
монополистической деятельности" от 11 июня 1991г.;
3) Закон
Республики Казахстан "О
1998г.;
4) Закон
Республики Казахстан "О
июля 1998г.;
5) Закон Казахской ССР "О защите прав потребителей" от 5 июня 1991г.;
6) Кодекс
Республики Казахстан "Об
7) Указы Президента Республики Казахстан;
8) Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.
Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие развитие конкуренции, определяет, что "каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается".
11 июня
1991г. в Казахстане принят
Антимонопольное
законодательство действует на всей
территории Республики Казахстан. Он регулирует
отношения, в которых участвуют органы
государственной власти и управления,
организационно-управленческие образования,
хозяйствующие субъекты, независимо от
форм их собственности и подчиненности.
Закон не распространяется на отношения,
связанные с объектами исключительных
прав: изобретениями, промышленными образцами,
товарными знаками, авторскими правами,
за исключением случаев, когда эти права
используются в целях ограничения конкуренции.
Антимонопольное законодательство включает
в себя нормы нескольких отраслей права,
которые регулируют различные по содержанию
отношения, с использованием норм материального
и процессуального права. Нормы материального
права устанавливают права и обязанности
участников правоотношений, определяя
их содержательную сторону. Нормы же процессуального
права устанавливают права и обязанности
уполномоченных органов государственной
власти и управления, хозяйствующих субъектов
по реализации норм материального права,
в частности вынесения и исполнения предписаний,
решений антимонопольного органа. Предписания
и решения выносятся антимонопольным
органом с целью ограничения, пресечения
и предупреждения противоправных действий
субъектов правоотношений.
Исходя из этого, можно сделать вывод,
что антимонопольное законодательство
Республики Казахстан несет в себе ограничительную,
предупредительную и пресекательную функции.
Вместе с тем, закон предусматривает и
созидательные меры: нормы, предусматривающие
формы и порядок разукрупнения монополистических
структур и организационно-управленческих
образований.
Акты антимонопольного законодательства регулируют отношения в различных сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной сфере и государственной монополии.
Таким
образом, антимонопольное
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государственным органом с целью обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование - это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:
1) осуществляется
уполномоченным органом - Агентством
Республики Казахстан по
2) установлением конкретных правовых
последствий - субъективных прав, обязанностей,
ответственности субъектов;
3) завершается
вынесением индивидуального
Формы
и методы государственного антимонопольного
и ценового регулирования деятельности
субъектов во всех сферах экономики
различны, а их совокупность составляет
ценовую и антимонопольную
Для целей настоящего
Закона употребляются
следующие термины:
- рынок товара (товарный рынок) — сфера оборота товара одной
потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;
- конкуренция — состязательность предпринимателей, когда их
самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;
-монопольное положение — доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
- монопольная цена — цена, устанавливаемая предпринимателем, который
занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
- монопольная деятельность — действия (бездеятельность)
предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
- монопольное образование — предприятие, объединение или хозяйственное
общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в
неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение
или приостановление
оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при
отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из
рынка) других предпринимателей;
- установление
дискриминационных цен (
ограничивающих права отдельных потребителей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение создания новых предприятий или других организационных
форм
предпринимательства в какой-
- принуждение
предпринимателей к
первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
- принятие
решений о централизованном
приводит к монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в
другой;
- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот,
ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям;
Информация о работе Антимонопольная политика Республики Казахстан