Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа
Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить "догоняющий" характер. Очевидно, что именно эффективность мер в области общеэкономической политики (развитие частного сектора, снижение налоговой нагрузки, рост чистого привлечения иностранных инвестиций, развитие сферы услуг и т. п.) будет определять темпы снижения инфляционных процессов в текущих условиях
Введение
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Причины инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции
Глава 2. Антиинфляционная политика государства
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.
Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год
Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.
Заключение
Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с переходной экономикой. В первом разделе курсовой работы я рассмотрел сущность, причины, виды и последствия инфляции. Инфляция - явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.
Причинами инфляции могут быть:
- Рост государственных
расходов, для финансирования которых
государство прибегает к денежн
- Монополия крупных
фирм на определение цены и
собственных издержек
- Сокращение
реального объема
- падение курса
национальной денежной единицы
по отношению к валютам других
стран. В результате этого раст
- долларизация;
- мировые экономические кризисы;
- состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика;
- расходы на
социальные цели, не адекватные
эффективности национальной
- инфляционные
ожидания. Когда начинается население
начинает приобретать товары
сверх своих текущих
- структурные
нарушения в экономике –
Более подробно я рассмотрел две основные причины инфляции:
1) увеличение совокупного спроса;
2) сокращение совокупного предложения.
Определили, что
в результате сочетания инфляции
спроса и инфляции издержек возникает
инфляционная спираль, из которой, согласно
графиков, видно, что рост уровня цен
провоцирует повышение
По темпам обесценивания денег: ползучая, умеренная, открытая, галопирующая инфляции и гиперинфляция;
По факторам, вызывающим инфляционный процесс: инфляция издержек и инфляция спроса.
Но на практике инфляции одного какого-то вида не бывает, она всегда включает в себя практически все подвиды.
Задачей второго раздела курсовой работы было выявление основных причин инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране.
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
Дефицит государственного бюджета;
Ограничение конкуренции;
Долларизация экономики;
Мировой кризис.
Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Нацбанком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров.
Список используемой литературы
1. Бункина М.К.
Национальная экономика:
2. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
3. Гайгер Л.
Макроэкономическая теория и
переходная экономика: Учебник:
4. Грузицкий
Ю.Л. История развития денежно-
5. Зеленкевич М.Л. Особенности
инфляции в переходной
6. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.
7. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.
8. Тихонов А. Антиинфляционное
регулирование: традиции и
9. Тихонов А.О. Антиинфляционная
политика: перспективы на 2001 год
// Вестник Ассоциации
10. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.
11. По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год.
12. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.
Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.
16. www.soyuz.by/ Итоги года.
17. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
Информация о работе Антиинфляционная политика. Причины инфляции в Республике Беларусь