Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы антиинфляционной политики 4
1.1 Понятие инфляции и ее виды 4
1.2 Причины инфляции и ее последствия 7
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
1.4 Виды антиинфляционной политики 14
Глава II. Антиинфляционная политика в России 19
2.1 Антиинфляционная политика государства 19
2.2 Антиинфляционные меры Центрального Банка России 23
2.3 Таргетирование инфляции 26
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение 1
Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.
В
среднесрочной перспективе
Инфляция
в РФ в 2011 г. может быть ниже 7% в
случае значительного укрепления рубля
и ужесточения денежной политики.
Такой прогноз содержится в сценарных
условиях для формирования вариантов
социально-экономического развития в
2012-2014 гг., подготовленных Минэконом развития.
[18]
2.
3. Таргетирование
инфляции
В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда главной целью является удержание уровня инфляции в определенных рамках, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий. [9, c. 46-47]
Применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цеп, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции.
Гораздо
более серьезной проблемой
Следовательно, в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 г. впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Кроме того, в прошлом году Банк России дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно. [9, c.56-57]
Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что 25 июня 2008 в правительство должна быть внесена антиинфляционная программа, предусматривающая таргетирование инфляции. По его словам, переходить к новым методам нужно, хотя это будет довольно сложно и займет продолжительное время. Этот монетарный режим впервые появился в 1989 году и сейчас принят на вооружение властями более чем 20 стран. По словам Алексея Кудрина, переход к нему занимает от 2-3 до 5 лет, и Россия сейчас к этому уже готовится. «По сути, мы идем сейчас первый год в рамках подготовительных мер, но нужно более системно прописать задачи перехода к инфляционному таргетированию», - отметил глава Минфина. Рост цен действительно уже, похоже, вышел из-под контроля власти. Уровень инфляции в 2008 году составил 13,3% вместо прогнозируемых 7%.
В числе мер, призванных сдержать инфляцию, были названы сокращение темпов роста денежной массы, что могло бы отрицательно повлиять на темпы роста ВВП, а также снижение темпов прироста внутреннего спроса, который значительно опережает возможности российской промышленности. По словам министра, разрыв между спросом и предложением выливается в рост цен и прирост импорта, прибавившего только за I квартал 2008 года 41%.
По мнению руководителя научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода Сергея Дробышевского, таргетирование инфляции может дать стране несколько последствий. «Во-первых, это повышение качества макроэкономического прогнозирования, поскольку ЦБ и правительство будут вынуждены ставить перед собой реальные цели, а не желаемые, как сейчас. Во-вторых, станет более ответственным отношение к заявленным целям по уровню инфляции и, в-третьих, мы получим увеличение колебания курса рубля к иностранным валютам, так как таргетирование инфляции предполагает полную свободу курса национальной валюты», - сообщил «НИ» эксперт. [17]
В 2011 году российские власти продолжат свою политику по таргетированию инфляции, чтобы в среднесрочном периоде добиться ее снижения до 5-6%, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
Путин отметил, что некоторые экономисты считают, что для снижения инфляции необходимо, прежде всего, сдерживание государственных расходов. К их числу специалисты относят и субсидирование процентных ставок по кредитам.
Вместе
с тем, Путин выразил уверенность,
что предпринимаемые
Последний прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год, заложенный в сценарных условиях развития экономики РФ на ближайшие три года — 6,5-7,5%. Прежний официальный прогноз составлял 6-7%, однако представители министерства и ранее озвучивали более высокие оценки этого показателя на фоне сохраняющихся быстрых темпов роста цен на продовольствие.
В
федеральный бюджет на ближайшую
трехлетку заложена инфляция в 6,5% на
2011 год, 6,0% на 2012 год и 5,5% на 2013 год. В
2010 году инфляция в РФ в 2010 году составила
8,8%, превысив все официальные годовые
прогнозы, включая последний (8,5%) и сравнявшись
с показателем кризисного 2009 года. Существенный
вклад в рост потребительских цен внесло
продовольствие, подорожавшее из-за засухи.
[21]
Заключение
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
Несмотря на позитивный характер этих процессов в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
•
разработка и осуществление
• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
•
стимулирование кредитной
• совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
• формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.; Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Эффективность антиинфляционных мер зависит от создания макроэкономических условий. В их числе:
• формирование рыночной конкуренции;
• активизация инвестиций в основной капитал; создание масштабного
управляемого и конкурентоспособного финансового рынка
• повышение роли банковской системы в развитии экономики;
• противодействие теневой экономике и коррупции и т.д.
Главное средство снижения инфляции – реализация инновационной модели экономического развития, формирование экономики предложения, насыщения рынка товарами и услугами. Это обеспечит относительное равновесие между товарными и денежными потоками, а демонополизация рынка позволит избежать взлета цен. Но это требует длительного времени.
Реакция государства на растущую инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения или выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.
Таким
образом, для борьбы с инфляцией необходимо
разработать и реализовать комплекс мероприятий,
сочетающий меры денежно-кредитной политики
и государственной политики по стимулированию
экономического роста, структурной политики
и социальной политики.
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику