Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.

2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.

3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретические основы антиинфляционной политики 4
1.1 Понятие инфляции и ее виды 4
1.2 Причины инфляции и ее последствия 7
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
1.4 Виды антиинфляционной политики 14

Глава II. Антиинфляционная политика в России 19
2.1 Антиинфляционная политика государства 19
2.2 Антиинфляционные меры Центрального Банка России 23
2.3 Таргетирование инфляции 26

Заключение 31

Список литературы 34
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов ее прогнозировать.

     Ряд экономистов считает, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется  неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

     Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства.

     Но  каковы бы ни были «позитивные» функции  инфляции, выходя из-под контроля и  даже оставаясь относительно слабой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных влияний на ход экономического развития. [2, c. 439-440]

     Главное негативное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. Даже ожидаемая инфляция означает существенное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не утвержденный в законодательном порядке, но обязательный для всех.

     Инфляционный  налог представляет собой:

• доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег (сеньораж);

• издержки, которые несут владельцы денег  в результате снижения реальной стоимости  денежных остатков;

• регрессивный налог, так как бедные люди в качестве инфляционного налога выплачивают более высокую долю своего дохода;

• средство налогообложения в ряде развивающихся  стран в условиях, когда трудно получать налоги из других источников.  [3, c. 106]

     Инфляция  сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности  нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.  [2, c. 440]

     В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров и услуг высокого качества. Сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

     Происходит  снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые  получают фиксированные доходы. В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов.   Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

     Следствием  подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров и услуг для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.  [10,c. 220]

              1.4. Сущность антиинфляционной политики

     Высокая инфляция порождает не только острые экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. В связи с этим, антиинфляционная политика рассматривается как одно из первостепенных направлений государственного регулирования экономики. Цель государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень умеренным. Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии.

     Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с  ее основополагающими причинами, в  то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

     Рассмотрим  антиинфляционную политику государства  и методы борьбы с инфляцией. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т. д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, сабилизируют курс национальной валюты.  [6, c. 555]

     Антиинфляционная  политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и адаптивной, представляющей собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее последствий. [3, c. 121]

       Адаптивная политика предполагает:

• проведение индексации доходов, т. е. увеличение их в зависимости от темпов роста цен;

• приспособление экономического поведения населения  к условиям инфляции

       Основными стратегическими целями государства при проведении антиинфляционной политики выступают:

• преодоление инфляционных ожиданий населения и бизнеса, повышение доверия к правительству путем создания условий для развития предпринимательства и увеличения совокупного предложения (проведение антимонопольной политики, стимулирование инвестиций, технического прогресса и пр.);

• проведение долгосрочной денежной политики, направленной на ограничение ежегодного прироста денежной массы, осуществление жесткого контроля за денежной эмиссией;

• сокращение бюджетного дефицита путем стабилизации государственных расходов и совершенствования налоговой системы;

• недопущение  импорта инфляции.

     Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными методами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение. Тактические средства антиинфляционной политики зависят в значительной степени от вида инфляции. Так, меры против инфляции спроса должны быть направлены на сдерживание совокупного спроса. К ним следует отнести:

• сокращение дефицита госбюджета путем уменьшения госрасходов и увеличения налогов;

• проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на ограничение денежного предложения, удорожание денег;

• стимулирование увеличения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности;

• стабилизация валютного курса путем его  фиксирования.

     Мерами  борьбы с инфляцией издержек выступают:

• борьба с монополизмом в экономике;

•государственное сдерживание роста доходов и цен;                      •стимулирование производства путем реализации мер «экономики предложения» (снижение налогов на предпринимателей, предоставление им льгот, усиление стимулов к труду у населения);

• стабилизация валютного курса для предупреждения «импорта инфляции», в случае, если экономика в значительной мере зависит от импорта товаров. [10, c. 220-221]

     Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией  обусловлен характером инфляции, который  для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной, а также факторами, подстегивающими раскручивание инфляционных процессов. Методы борьбы должны носить комплексный характер. Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:

•эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;

• одинаковые темпы увеличения денежной массы  и национального дохода;

  • предотвращение «импорта инфляции». Импортируемая инфляция: если в стране поддерживается твердый валютный курс, любое повышение цен на ввозимые товары приводит к росту цен на внутреннем рынке.  [3, c. 124]

     В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда. В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора.  [8, c. 338] 

    1.5. Виды антиинфляционной политики

     Антиинфляционные  меры могут быть направлены на контроль или совокупного спроса, или совокупного предложения и соответственно известны как политика регулирования спроса и как политика регулирования предложения.

     Существуют  два типа политики регулирования  спроса:

  • Фискальная политика подразумевает изменение государственных расходов и/или налогообложения. Совокупный спрос может быть снижен за счет сокращения государственных расходов (одного из элементов совокупного предложения) или за счет роста налогов и соответственно снижения потребительских расходов. Обе эти меры являются примерами ограничительной или дефляционной фискальной политики.
  • Монетарная политика включает в себя изменение денежного предложения в экономике или манипулирование ставкой процента. Правительство может сократить совокупный спрос посредством сокращения денежного предложения, делая деньги менее доступными для расходов, или за счет повышения ставки процента, делая заимствование более дорогим.  [7, c. 460]

     Когда в стране темп роста уровня цен  достигнет таких размеров, что  грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической политики становится подавление инфляции. Необходимым условием возникновения инфляции является ускорение темпа роста количества денег, находящихся в обращении. Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Выбор у правительства имеется лишь в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

     Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются.

     Постепенное снижение темпа роста денежной массы  может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции.  [8, c. 330-331]

       Шоковая терапия предполагает резкое сокращение темпов роста денежной массы, проведение денежных реформ (девальвации, нуллификации, деноминации). Шоковая терапия предполагает, как правило, использование монетаристских антиинфляционных мер: жесткое ограничение роста денежной массы, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т. д. Считается, что такая политика способна быстро остановить инфляцию в результате снижения инфляционных ожиданий. Негативными сторонами шоковой терапии является резкий спад производства, ухудшение экономического и социального положения населения, рост социальной напряженности (рис.3).  [10, c. 222]

      
 
 

                         

      

              
 

    Рис.3. Метод шоковой терапии

    (π  – фактический уровень инфляции) 

     Одним из вариантов шоковой терапии является проведение денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. Конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время. [8, c. 333]

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику