Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования заключается в анализе основных аспектов инфляции и антиинфляционной политики России.
Задачи:
1. Дать понятие и раскрыть сущность инфляции.
2. Рассмотреть причины инфляции в экономике.
3. Показать механизм инфляции.
4. Раскрыть особенности антиинфляционного регулирования в РФ.
5. Подвести итоги и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, причины и механизмы инфляции 5
1.1. Понятие и сущность инфляции 5
1.2. Причины и факторы инфляции 8
1.3. Механизм инфляции 11
2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования 16
3. Особенности борьбы с инфляцией в России 20
3.1. Анализ денежно-кредитной политики в РФ на современном этапе 20
3.2. Регулирование инфляции в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эконом. теории (Антиинфляционная политика гос-ва).doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Первоочередной  антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах.

     Основой государственной политики, направленной на поддержку инвестиций, должны являться целенаправленные законодательные действия, облегчающие функционирование инвесторов и создающие долгосрочные перспективы для разработки и осуществления инвестиционных проектов.

     В реальной ситуации, сложившейся в  Российской Федерации, для оказания конкретной поддержки развития инвестиционного процесса органам государственного управления всех структур власти необходимо предпринимать действия по следующим основным направлениям:

     - постоянное повышение рентабельности  производства как основного условия роста накопления инвестиционных ресурсов;

     - повышение эффективности государственной  инвестиционной политики в бюджетном  финансировании социальной инфраструктуры, совершенствовании экономических механизмов ее финансирования, анализе формирования источников;

     - создание государственной системы гарантирования и страхования инвестиций населения, позволяющей снизить инвестиционные риски и обеспечить прирост частного капитала в реальном секторе экономики;

     - повышение роли страховых компаний, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов в активизации инвестиционного процесса;

     - улучшение условий для поощрения  отечественных и иностранных инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, снятие ограничений для иностранного капитала в отдельных сферах (страхование, транспорт и т.д.), расширение сотрудничества с внешними инвесторами на основании внедрения в России современных технологий и производств;

     - создание привлекательного инвестиционного имиджа России через продвижение российских инвестиционных проектов на зарубежные рынки;

     - развитие механизма перелива  капитала из избыточных отраслей в дефицитные, ужесточения процесса контроля над возможностями незаконной утечки капитала17.

     Ключевое  место в антиинфляционной политике занимает оздоровление и реформа бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Финансово-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджетных проблем за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга усилило зависимость российской экономики от внешних факторов — конъюктуры мировых рынков, состояния переговоров с международными финансовыми институтами.

     Для сдерживания инфляции важно закрепить  наметившиеся позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение бюджетных доходов, повышения собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Не использован такой резерв как сокращение непроизводительных расходов на управление.

     Положительным фактором стало уменьшение бюджетного дефицита.

     Начиная с 2000 г. все федеральные бюджеты  в России составлялись и исполнялись с профицитом, и 2004 год не стал исключением. Очевидно, что профицит федерального бюджета стал характерным явлением для экономики страны. Соотношение между его объёмом и общей суммой доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде представлено ниже18:

     Чрезмерное  использование государственных  заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становилось инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.

     Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

     Учитывая  значение монетарных факторов инфляции, антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы.

     Низкая  насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала появление множества неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты, которые обслуживают 70-80% хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требованиям экономического закона денежного обращения.

     В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

     Важным  направлением антиинфляционной политики как составной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы. Кризис выявил также узкие места, как деятельность банков-трейдеров, которые бесконтрольно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции в основном за счет средств вкладчиков; недостаточно эффективный надзор Центрального банка за коммерческими банками; изъяны банковского законодательства в отношении процедуры банкротств, работы временной администрации и антикризисных управляющих; "замораживание" 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО/ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, привело к кризису неплатежей в банковской сфере. Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк принял меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования; небольшие стабилизационные кредиты, которые оказались менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

     Перспективы банковской системы во многом зависят от ее рекапитализации.

     Уроки глобального, в том числе банковского, кризиса в России выдвинули на первый план проблему совершенствования банковского надзора и контроля. Для этого, прежде всего, необходимы квалифицированные кадры и полная компьютеризация банковской отчетности.

     Состояние фондового рынка влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг  бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка.

     В целях решения наиболее острых проблем, вызванных августовским финансовым кризисом 1998 г.. проведена новация по государственным ценным бумагам.

     В комплексе мер по возрождению  рынка ценных бумаг важное место  занимает процесс слияния инвестиционных и банковских структур, перераспределение капиталов в реальный сектор экономики с целью ее стабилизации и подъема.

     Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияли на инвалютные поступления России.

     Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры  для российской экспортной продукции, в первую очередь нефтепродуктов способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая отечественные, не имеющие импортного компонента.

     Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка  и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Несмотря на девальвацию рубля курс его постоянно снижается.

     Инфляционным  фактором является не только внутреннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее "бегство" российского капитала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за "бегства" капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной Программы сдерживания "бегства" капиталов и их частичной репатриации.

     Она должна включать меры против: отмывания "грязных" денег, связанных с  противоправными действиями юридических лиц и внедрения их в легальные финансовые потоки; нелегального "бегства" капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов в инвалюте и т.д.); "бегства" капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении корреспондентских счетов в иностранных банках-корреспондентах; приобретении недвижимости за рубежом.

     Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. В заключении третьей главы необходимо отметить, что наметившийся поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.

 

Заключение

     Опасность высокой инфляции состоит в том, что она может оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику. Одно из проявлений такого воздействия - перераспределение доходов между экономическими агентами. Например, в условиях инфляции спроса, т. е. когда предложение денег в экономике превышает спрос на них, высокая инфляция приводит к перераспределению доходов домашних хозяйств в пользу государства. По сути это перераспределение представляет собой так называемый инфляционный налог. В условиях инфляции, возникающей на стороне предложения, перераспределение финансовых ресурсов происходит от одних хозяйствующих субъектов к другим (отраслям - источникам инфляции). В настоящее время формирование ценовых пропорций смещается в сектор естественных монополий - увеличиваются цены на продукцию электроэнергетики, газовой отрасли, железнодорожного транспорта. Таким образом, рост цен на продукцию и услуги, производимые в этих отраслях экономики, приводит к перераспределению финансовых ресурсов из обрабатывающего сектора в сектор первичных ресурсов, из конкурентного сектора экономики -в монополизированный. Тем не менее негативный эффект перераспределения ресурсов может быть преодолен в условиях более эффективной системы межотраслевых перетоков капитала.

     Высокие темпы инфляции способны также разрушать  важнейшие механизмы экономики, торговли, сбережения денег, инвестирования, необходимые для ее нормального  функционирования. В конечном итоге негативным последствием неуправляемого роста цен становится ухудшение социально-экономической ситуации: снижается благосостояние населения, сокращается производство.

     В настоящее время уже можно  говорить о том, что дестимулирующие эффекты высокой инфляции преодолены. В то же время, несмотря на успехи монетарных властей в снижении темпов инфляции, остается актуальной проблема инфляционного перераспределения ресурсов. Темпы инфляции пока продолжают угрожать экономическому росту19.

     В среднесрочной перспективе можно  ожидать, что сложившаяся в последние  годы инфляция не претерпит существенных изменений.

     В условиях ограниченных возможностей для  стерилизации избыточного предложения денег останется значимым монетарный фактор, который в силу специфики российской экономики тесно связан с внешнеэкономической конъюнктурой.

     Проведение  структурных реформ (прежде всего  в естественных монополиях) неизбежно  связывается с ростом цен в  них. Более того, в планах правительства  предусмотрен опережающий инфляцию рост цен на газ. Можно ожидать аналогичного роста цен и в электроэнергетике, и на железнодорожном транспорте, несмотря на заявления экономических властей о том, что рост цен в этих отраслях будет менее интенсивным. Причины этого - острая необходимость компенсации ухудшающихся условий, возмещения выбытия мощностей в электроэнергетике, поддержания транспортной инфраструктуры.

     В этих условия важной представляется разработка направлений антиинфляционной политики, включающей стерилизационные механизмы (например, использование ресурсов рынка государственных ценных бумаг), а также проведение прозрачной и прогнозируемой ценовой политики в отношении естественных монополий.

 

Список  литературы

  1. Белоусов  Д.Р. Инфляция в системе воспроизводственных процессов // Проблемы прогнозирования. 1999. №3.
  2. Белоусов А. Р. Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности. М.: ТЕИС. 2002.
  3. Грицюк Т.В. Направления государственной поддержки инвестиций в РФ // Дайджест-финансы. 2004. № 2. С. 23-29.
  4. Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2004. № 1. С. 7-9.
  5. Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2004. № 2. С. 9-10
  6. Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2004. № 3. С. 9-10.
  7. Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2004. № 4. С. 8-10.
  8. Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2004. № 6. С. 8-10.
  9. Илларионов «Природа Российской инфляции» // «Вопросы экономики» 1995. № 3.
  10. Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8. С. 27-29.
  11. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности // Финансы. 2000. № 4. С. 36-39.
  12. Крылов В. Основы экономической теории и истории экономических учений (курс лекций) // РЭЖ. 1995. № 3. С. 98-106.
  13. «Курс экономической теории», учебник, под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е. А., Киров: изд-во «АСА»,1997.
  14. Лужин С. И. «Инфляция: общий подход» // «Финансы». 1996. № 10.
  15. Некрасов А.С., Синяк Ю.В., Узяков М.Н. Электроэнергетика России: экономика и реформирование // Проблемы прогнозирования. 2001. № 5.
  16. Обзор экономической политики в России за 1999 год. М.: ТЭИС. 2000.
  17. Обзор экономической политики в России за 2000 год. М.: ТЭИС. 2001.
  18. Оппенгеймер П. «Исследование инфляции: западный опыт» // «Вопросы экономики». 1995. № 3.
  19. Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля // Общество и экономика. 2002. № 6. С. 72-82.
  20. Плышевский Б. П. «Инфляция в Российской экономике» // «Финансы». 1996 г. № 11.
  21. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. // М.: Мысль, 1999.
  22. Шварёва Н.В. Инфляционные факторы в 1998-2002 гг. // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2. С. 72-87.
  23. «Экономика», учебник по курсу «Экономическая теория», под ред. А. С. Булатова., М.: изд-во «БЕК», 1997.
  24. Экономическая теория // учебник для Вузов, М., Экономика, 2001.
  25. Экономическая теория // учебник, под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. и др., М., Инфра-М, 2000.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства