Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования заключается в анализе основных аспектов инфляции и антиинфляционной политики России.
Задачи:
1. Дать понятие и раскрыть сущность инфляции.
2. Рассмотреть причины инфляции в экономике.
3. Показать механизм инфляции.
4. Раскрыть особенности антиинфляционного регулирования в РФ.
5. Подвести итоги и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, причины и механизмы инфляции 5
1.1. Понятие и сущность инфляции 5
1.2. Причины и факторы инфляции 8
1.3. Механизм инфляции 11
2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования 16
3. Особенности борьбы с инфляцией в России 20
3.1. Анализ денежно-кредитной политики в РФ на современном этапе 20
3.2. Регулирование инфляции в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эконом. теории (Антиинфляционная политика гос-ва).doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Особую сложность для экономической политики представляет стагфляция. Дело в том, что в связи с нею известные методы стабилизации приходят к взаимоисключению, образующему порочный круг. Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенциал падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том, и в другом случае одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях (получается, что одновременно нужно и повышать, и понижать налоги, учетную ставку процента, обязательные минимальные резервы, продажу или покупку государственных ценных бумаг и т.д.). В результате вырваться из состояния стагфляции, применяя чисто рыночные методы регулирования, крайне сложно.

     Совмещение  роста цен с падением производства имеет общие корни: во многом и то, и другое обусловлено монополизацией экономики. Поэтому борьба с монополизмом (имевшая, стоит заметить, первостепенное значение для России) должна рассматриваться как одно из важнейших направлений антиинфляционной политики. Причем на успех в такой борьбе невозможно рассчитывать прибегая лишь к денежно-кредитным и финансовым методам регулирования. Здесь требуется широкий спектр мер, затрагивающих непосредственно и сферу производства. В их разработке и, главное, реализации велика роль государства, касающаяся и чисто административных решений, которые должны опираться на эффективное антимонопольное законодательство.

     С середины 70-х годов в странах  Запада начала активно использоваться политика, предложенная монетаристами  и направленная на введение целевых  ориентиров прироста денежной массы, или таргетирования. Такая политика предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Возможность же достижения положительных результатов такого регулирования связывается прежде всего с воздействием центрального банка на «денежную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков и центральном банке). Банковские депозиты трактуются при этом как производные от «денежной базы», поскольку ее компоненты служат средством их обеспечения. Получается, что центральный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

     Определенный  резон в такого рода логике есть, хотя, конечно, способность банка управлять количеством денег в обращении не следует преувеличивать. Непосредственный контроль возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги; в то же время их выпуск под частные коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием. Тем не менее значительные регулирующие потенции центрального банка несомненны. Другой вопрос, что последствия такого регулирования могут быть неоднозначны. Так, сокращение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно в условиях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций и объемов производства. Важно уяснить, что денежные отношения нельзя рассматривать в отрыве от других сфер экономики, а денежную политику — от всего комплекса мер по регулированию народного хозяйства в целом.

     В заключение второй главы курсового  исследования можно сделать обобщенный вывод: расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям и практически нет государства, которое бы в той или иной степени в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы — это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения.             

 

3. Особенности  борьбы с инфляцией  в России

3.1. Анализ денежно-кредитной  политики в РФ  на современном  этапе

     Конец года обычно отличается ускоренным ростом денежного предложения. Поэтому  не случайно, что объем денежного агрегата М2 за ноябрь 2003 г. увеличился на 3% до 2821,3 млрд. руб. тогда как в предыдущем месяце его прирост составлял всего 0,3%. Увеличение темпов роста в ноябре произошло также и в динамике денежного агрегата М0, хотя и в меньшей мере — с 2% в октябре до 2,7% в ноябре. В результате его величина на конец ноября составила 1002,1 млрд. руб. Ускорение роста денежного предложения помимо сезонных причин определялось также заметной активизацией процесса падения курса доллара по отношению к рублю10.

     Индекс  потребительских цен в декабре 2003 г. составил 101,1%, т.е. ровно столько, чтобы обеспечить достижение намеченного на 2003 г. ориентира инфляции в 12%. Основная причина умеренного роста потребительских цен в конце года заключается в том, что удалось не допустить традиционного для этого времени года роста тарифов на платные услуги населению. В сентябре-декабре 2003 г. они повышались на 0,7% в среднем ежемесячно, а за тот же период предшествующего года — на 2,1%. И за год в целом произошло значительное снижение темпов роста услуг — до 22,3% против 36,2% в 2002 г.11 Однако следует признать, что политика административного сдерживания находящихся по государственным контролем тарифов на услуги без реформирования этой сферы (прежде всего ЖКХ), предполагающего соответствующее сдерживание роста издержек, по сути дела означает накопление потенциала их роста и ведет в дальнейшем к оному. Поэтому процесс снижения инфляции, основанный на данном факторе, нельзя считать устойчивым. Однако ситуацию в некоторой мере сглаживает другой фактор снижения инфляции — укрепление валютного курса рубля, который в условиях увеличения импорта становится все более значимым. Перспектива уровня инфляции в I квартале 2004 года представляется довольно благоприятной — прирост потребительских цен был ниже, чем в аналогичном периоде 2003 г. Помимо названных выше факторов, сдерживанию роста потребительских цен будет способствовать снижение НДС и отмена налога с продаж.

     В январе 2004 г. произошло заметное повышение  инфляции, характерное для начала года. Средний уровень потребительских цен за месяц возрос на 1,8%. Это самое низкое январское значение за последние пять лет, что говорит о продолжающемся долгосрочном процессе снижения инфляции. Однако, на фоне сравнительно низких значений индекса потребительских цен, их рост в январе представляется весьма ощутимым. Характерно, что основным фактором роста цен снова послужило существенное повышение тарифов на платные услуги населению. Если цены на продовольственные и непродовольственные товары выросли, соответственно на 1,6% и 0,5%, то тарифы на услуги — на 4,1%. Таким образом, реализовался потенциал их роста, накопленный в ходе его сдерживания во второй половине прошлого года. Прекращение подобной политики сдерживания (скорее всего, временное) следует признать оправданным. Иначе всплеск тарифов на услуги, который неминуемо произошел бы в дальнейшем, оказался бы гораздо существенней. Снижение НДС и отмена налога с продаж, вступившие в силу с начала текущего года оказали слабо ощутимое воздействие на уровень инфляции. Причиной этому послужило, по-видимому, значительная величина потребительского спроса, сложившаяся в декабре в результате сезонного денежного расширения и роста бюджетных расходов. В рамках продолжающейся долгосрочной тенденции сокращения инфляции прирост потребительских цен за I квартал 2004 г. составило около 4% против 5,2% год назад12.

     Индекс  потребительских цен за февраль 2004 составил 1%, и тем самым их средний уровень повысился на 2,8% за два первых месяца 2004 г. Теперь для достижения ориентира в 10%, намеченного на 2004 год, необходимо, чтобы среднемесячная инфляция до конца 2004 г. не превышала 0,67%. По всей видимости, до середины года прирост потребительских цен сложится несколько выше этого уровня, поскольку он будет поддерживаться сезонным фактором повышения цен на плодоовощную продукцию. Однако последующее замедление инфляции в III квартале в результате обратного сезонного эффекта вполне может обеспечить снижение среднемесячного уровня до требуемой величины. Темпы инфляции в конце года будут зависеть от того, насколько удастся сдержать рост тарифов на платные услуги. Ведь этот наиболее быстро растущий компонент сводного индекса потребительских цен оказывает довольно сильное замедляющее влияние на общий процесс снижения инфляции. Достаточно сказать, что уже в прошлом году прирост цен на продовольственные и непродовольственные товары в среднем не превышал 10%. Собственно, и сравнительно более низкая инфляция в феврале 2004 г. являлась следствием умеренного роста тарифов на услуги — всего 1,6% против 4,2% в феврале 2003 г. При сложившейся интенсивности инфляционных процессов следует ожидать, что прирост потребительских цен за I квартал т.г. составил около 3,6%. Простейшее сравнение этой цифры с приростом потребительских цен в 5,2% за I квартал прошлого года наглядно демонстрирует тенденцию сокращения инфляции13.

     В январе 2004 г. был зафиксирован повышенный уровень инфляции в сфере промышленного  производства. Индекс цен производителей промышленной продукции составил 104,2%, что является наиболее высоким месячным показателем за последние пять лет.

     Индекс  потребительских цен за март 2004 г. составил 100,8%, что в итоге дало повышение и их среднего уровня за I квартал т.г. на 3,5% (к декабрю 2003 г.). Таким образом можно говорить о продолжении долгосрочной тенденции снижения инфляции. Среди составных частей общего индекса потребительских цен наибольшей величиной в марте отличались продовольственные товары, цены на которые повысились на 1,1%, причем без учета плодоовощной продукции — на 0,9%, что указывает на начало сезонного периода роста цен на эту группу продовольственных товаров. Судя по приросту тарифов на платные услуги в марте, властям удалось вновь жестко ограничить воздействие этого инфляционно фактора после его оживления в начале года. В результате базовый индекс потребительских цен, т.е. рассчитанный без учета влияния эпизодических инфляционных эффектов, за I квартал т.г. несильно отличался от значения общего индекса, составив 102,4%.

     Оценивая  перспективы динамики показателей  инфляции на ближайшие месяцы, следует обратить внимание на весьма высокий рост цен в сырьевых отраслях промышленности, который, в конечно счете, может вызвать усиление инфляции в потребительской сфере. Кроме того, ощутимые инфляционные последствия может вызвать повышенная скорость наращивания денежной массы, наблюдаемая в последние месяцы. Принимая во внимание ожидаемое сезонное повышение цен на продовольствие во II квартале 2004 г., прирост среднего уровня потребительских цен за I полугодие 2004 г. следует оценивать примерно в 7% против 7,9% за тот же период прошлого года.

     В апреле потребительские цены возрасли на 1,1%. В мае их повышение было на 1,3%, а в июне — на 0,9%14.

     Итак, уровень инфляции пока держится в рамках умеренного. Индекс потребительских цен в мае 2004 г. немного снизился и составил 100,7%. Этому способствовало, главным образом, замедление роста тарифов на платные услуги населению до 1,4% с 2% в апреле. Среди услуг традиционно повышенным темпом выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги (1,8%) и услуги пассажирского транспорта (1,6%), хотя темп их роста по сравнению с апрелем также заметно сократился. Кроме того, замедлился рост цен на продовольственные товары с 0,8% в апреле до 0,4% в мае. А цены на непродовольственные товары повысились несколько в большей степени — на 0,8% против 0,6% в апреле. Возможно, в этом начинает проявляться влияние наблюдаемой в текущем году высокой инфляции в сфере производства промышленной продукции. Прирост потребительских цен за пять месяцев с начала года составил 5,3%, и, по всей видимости, их прирост за I полугодие 2004 г. сложился в размере не более 6,3% , тогда как год назад подобный прирост составлял 7,9 %. Другими словами, преобладающая часть из намеченного на текущий год снижения инфляции на 2 п. п. будет уже получена. При этом для того, чтобы достичь установленного 10%-ного ориентира за год в целом, будет достаточно, чтобы цены во II полугодии 2004 г. росли незначительно медленнее, чем во II полугодии прошлого года — 3,5% против 3,7% год назад. Однако такое развитие событий возможно лишь при выполнении следующих условий: отсутствие значимого воздействия на потребительские цены всплеска инфляции в промышленности и наличие таких же, как и в прошлом году, усилий по сдерживанию роста тарифов на услуги в последнем квартале. Если выполнение второго условия вполне вероятно, то относительно первого возникают определенные сомнения15.

3.2. Регулирование инфляции  в РФ

     Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена16.

     Одной из причин ориентации антиинфляционной политики в РФ на сжатие денежного  спроса стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости. В итоге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции.

     Как свидетельствует мировой опыт, лекарство  от инфляции не может ограничиваться мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России в условиях трудного перехода к рыночной модели хозяйствования. Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика.

     Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

     Независимо  от того, в какой сфере зарождается  инфляция, возникает цепная реакция  и обратная связь, так как производство, распределение, обмен, потребление взаимосвязаны. Будучи следствием экономического спада и расбалансированности экономики, инфляция, в свою очередь, усугубляет диспропорции воспроизводства и дезорганизует хозяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, населения и ослабляет заинтересованность в результате хозяйственной деятельности. Стимулирует развитие "теневой" экономики и антисоциальных явлений.

     Урегулирование  инфляции в стратегии подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ в целях формирования рыночных отношений целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства