Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это устойчивый долговременный рост общего уровня цен в экономике, сопровождающийся обесцениванием денег. На 2007 г. в бюджете России заложена инфляция величиной 8 %, к сожалению, на деле очень тяжело выполнить план, поэтому зачастую инфляция по неофициальным данным оказывается намного выше установленного уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, теории и социально-экономические последствия инфляции………………………………………………………………………5
Сущность инфляции………………………………………………………5
Теории инфляции……………………………………………………………7
Социально-экономические последствия инфляции…………………….
Мировой опыт антиинфляционного регулирования………….…………11
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………..……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     3.2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

     Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной,  технологической и другой политики в1990-х годах и в 2000 - 2004 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

     Совокупность  мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

     Первый  комплекс  включает меры:

    • по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
    • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
    • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
    • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
    • сокращению трансакционных издержек и др.

       Второй комплекс охватывает меры:

  • по регулированию объема и структуры денежной массы;
  • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
  • сокращению скорости оборота денег;
  • регулированию резервных требований;
  • ограничению бюджетного дефицита;
  • регулированию доходов населения;
  • сокращению бартерных операций, неплатежей;
  • стабилизации белорусского рубля и др.

         Третий  комплекс предусматривает меры:

    • по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
    • государственному регулированию цен на товары монополистов;
    • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
    • регулированию уровня рентабельности;
    • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
    • ограничению инфляционных ожиданий;
    • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

     Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. предусматривала размер индекса потребительских цен в 2005 г. не более 8-10 %. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.

     Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

     В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен. [Национальная экономика Беларуси: учебник В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. -2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с. с. 585-587] 
 

                                                        Заключение

     В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

     По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накопле¬нием и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный ха-рактер, а весьма устойчивый.

       К негативным последствиям инфляционных  процессов относятся снижение  реальных доходов населения, обесценение  сбережений населения, потеря  у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

       В странах с развитой рыночной  экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента  хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

     В отличие от Запада в Беларуси и  других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный,  специфический тип инфляции,  плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимули-рование производства, совершенствование   налоговой   системы,   создание   рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за резуль¬таты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

    1. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 654с.
    2. hg
    3. http://delovik.pp.ru/macro/inflyaciya/teorii-inflyacii.php

Информация о работе Антиинфляционная политика государства