Антиинфляционная политика государства и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является нахождение оптимальной стратегии регулирования инфляции, способствующей экономическому росту, подъему национального производства, и улучшению жизненных условий российского народа.
Задачей моего исследования является разработка конструктивной антиинфляционной модели экономического развития, которая помогла бы России быстрее выйти из кризиса.

Содержание

Введение 3 3
Глава 1. Варианты антиинфляционной политики государства 5
1.1 Адаптивная политика 6
1.2 Активная политика 7
1.2.1 Кейсианская антиинфляционная политика 8
1.2.2 Монетаристская антиинфляционная политика 9
1.2.3 Структурализм 14
Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в России 15
2.1 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России 17
2.2 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей 19
2.3 Система мер стимулирующей монетарной политики 23
2.4 Антиинфляционная полтика России в условиях мирового кризиса 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

КУрсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

В развитых странах борьба с инфляцией не считается единственной целью монетарной политики. В то время как Банк России заявляет о переходе к таргетированию инфляции как основной цели, глава Федеральной резервной системы Б. Бернанке заверяет: «Федеральная резервная система США сделает все необходимое для поддержания роста американской экономики и предоставит адекватную страховку против рисков снижения роста».[16]

В западных учебниках по макроэкономике и денежно-кредитной политике так или иначе к целям монетарной политики причисляется поддержание экономического роста и полной занятости.

Крайне упрощенный вариант монетаризма ЦБ и Минфина удобен только простотой его применения. Заявляя в научной печати о безусловной приоритетности цели борьбы с инфляцией, руководители ЦБ и Минфина упорно защищают догматические принципы монетарной и финансовой политики. Но главное - они не помнят, что в условиях глобализации непригодны ни кейнсианские, ни монетаристские рецепты регулирования национальных экономик.

Традиционные рецепты монетарной политики разрабатывались в эпоху относительной обособленности национальных экономик, которыми правительства могли довольно жестко управлять. Сейчас правительства таких стран, как Россия, оказывают на экономику меньшее влияние, чем мировой финансовый рынок. В октябре 2008 г. это вновь доказало обрушение фондового рынка России при огромных международных резервах, профиците бюджета и высоких темпах роста ВВП. Государство уже не может «дирижировать» трансграничным движением капитала. Нет и мирового правительства для его регулирования. А роль потоков капитала в развитии национальных экономик может быть гораздо большей, чем внешней торговли. Следовательно, использование методов антикризисной и антиинфляционной политики в зависимости от фазы делового цикла уже малоэффективно.

 

2.3 Система мер стимулирующей монетарной политики

Согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики», ежегодно разрабатываемым ЦБ, монетарная политика рассматривается как раздел макроэкономической политики. Главной задачей макроэкономической политики при этом считается обеспечение макроэкономической стабильности, включая подавление инфляции. Структурные факторы развития экономики, равно как и социально-экономические последствия структурных деформаций, возникающих при «шокотерапии» или «стерилизационной» монетарной политике, в должной мере не учитываются. Но даже в рамках этого подхода имеются большие возможности для проведения стимулирующей монетарной политики.

Комплекс мер стимулирующей монетарной политики на основе макроэкономическо-рестриктивного методологического подхода: [17]

• Уменьшить денежную базу на 3,5 трлн. руб., заместив внешние долги госкомпаний бюджетными кредитами;

• Увеличить объемы средств банков на депозитах в ЦБ, повысив процентные ставки до уровня ставки рефинансирования;

• Соответственно уменьшить объем бюджетных средств, «замороженных» на счетах в ЦБ, и увеличить инвестиционные расходы бюджета;

• Постепенно девальвировать рубль, снизив «валютную» денежную массу на 2 трлн руб.;

• Расширить объем рефинансирования банков на несколько трлн. руб.;

• Снизить ставку рефинансирования до —6%;

• Расширить Ломбардный список ЦБ и совокупность конечных заемщиков;

• Предоставлять беззалоговые кредиты ЦБ банкам (в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан);

• Освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию, чтобы не было двойного обременения;

• Снизить или компенсировать вмененные издержки банков; платить проценты по средствам коммерческих банков;

• Компенсировать убытки ЦБ за счет доходов бюджета, в том числе полученных от использования средств, в настоящее время «замороженных» на счетах в ЦБ.

Во-первых, денежную базу можно уменьшить примерно на 3,5 трлн руб., снизив внешние заимствования госкомпаний путем предоставления им кредитов за счет средств Резервного фонда. Макроэкономический эффект этой меры тот же, что и погашения внешнего госдолга.

Во-вторых, ЦБ должен кардинально увеличить объемы привлечения средств банков на депозиты, повысив ставки до уровня соответствующих ставок по операциям рефинансирования за вычетом небольшой маржи. Стерилизуя денежную эмиссию с помощью депозитных операций, можно уменьшить объем «замороженных» средств бюджета на счетах в ЦБ. На соответствующую величину можно увеличить инвестиционные расходы бюджета. Они пройдут через денежный оборот и, в свою очередь, будут стерилизованы с помощью депозитных операций ЦБ.

В-третьих, необходимо начать постепенную девальвацию рубля. Умеренно девальвируя рубль и снизив все ставки рефинансирования, ЦБ «вытолкнет» часть краткосрочного капитала, привлеченного частными компаниями, обратно за рубеж. Заместив даже половину внешней задолженности частных банков и небанковских компаний (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами) в 298,5 млрд долл. на 1 декабря 2008 г. рефинансовыми кредитами, ЦБ может снизить «валютную» денежную массу еще более чем на 3,5 трлн руб.

Международные резервы при этом останутся на уровне, превышающем

объем трехмесячного импорта. Большего при положительном торговом балансе и не надо. Если же он станет отрицательным, девальвация тем более будет необходима. Указанные меры приведут к оттоку капитала и деэмиссии 7 трлн. руб. Ее придется компенсировать расширением рефинансирования банков и снижением ставки рефинансирования. Поэтому, в-четвертых, надо отменить проведенные ЦБ повышения ставки рефинансирования, а также сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным (в части обязательств перед резидентами). Банк России должен снизить и все другие рефинансовые ставки до уровня ставок по депозитным операциям. Ставки ЦБ по ломбардным кредитами должны быть в диапазоне от до 6%. При этом следует кардинально расширить Ломбардный список ЦБ, другие подобные перечни ценных бумаг и требований банков к нефинансовым предприятиям, а также круг российских эмитентов, обязательства которых могут служить обеспечением кредитов ЦБ. Нужно также при предоставлении рефинансовых кредитов отказаться от использования рейтингов зарубежных агентств. Кроме того, ЦБ должен включать в указанные перечни ценные бумаги госкомпаний и других российских предприятий по списку, утверждаемому правительством. Необходимо предоставлять безналоговые кредиты ЦБ банкам в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан. Это позволит повысить депозитные процентные ставки и привлечь в банковскую систему сбережения населения. Объем кредитов ЦБ при этом не должен превышать сумму долгосрочных кредитов, выданных банком платежеспособным российским предприятиям реального сектора экономики и гражданам России.

Следует освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию. Все прочие вклады граждан и средства предприятий на расчетных счетах нужно освободить от резервирования в определенных пределах (до 1 млрд руб. на все отделения и филиалы банка в данном регионе).[18]

Предлагаемые меры обусловят возникновение значительных убытков ЦБ, которые придется компенсировать бюджету. Однако величина ежегодно необходимых дотаций Банку России на порядок меньше объема «замороженных» на счетах в ЦБ бюджетных средств.

А бюджетные инвестиции (благодаря мультипликации общественного спроса в межотраслевой системе) приведут к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на деньги, возврату большой части госрасходов в бюджет в виде налогов и другим известным эффектам.

Последнее означает, что через налоговую систему бюджетные расходы частично автоматически стерилизуются.

Максимально широкие возможности совершенствования монетарной политики возникают при использовании более общего методологического подхода к проведению социально-экономической политики — системно-структурного. Он основан на применении многопродуктовых, многорегиональных, межотраслевых, динамических, вероятностных моделей экономики с отражением интересов и поведения экономических агентов, особенностей развития институциональных, организационных, отраслевых, технологических, пространственно-региональных и социальных подсистем экономики. При этом соответствующие структурные факторы развития экономики учитываются в наибольшей степени. Такой подход позволяет расширить спектр инструментов монетарной политики и дифференцировать их применение в отношении различных отраслевых, региональных и институциональных подсистем.

Комплекс мер стимулирующей монетарной политики на основе системно-структурного методологического подхода:

• Увеличить капитал банковской системы, создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли;

• Установить прогрессивный налог на прибыль с минимальной ставкой в 10%, применяемой при определенном размере прибыли банка и каждого его филиала в других регионах;

• Создать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов;

• Заместить иностранные «длинные» пассивы банков и корпораций другими источниками;

• ЦБ должен предоставлять банкам долгосрочные рефинансовые кредиты под залог требований банков к предприятиям торгуемого сектора за счет собственного капитала. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должны устанавливаться правительством;

• ЦБ должен выполнять свою основную роль - кредитора последней инстанции и обеспечивать рефинансирование избирательно, отдавая приоритет предприятиям, отобранным по принципу их вклада в экономическое развитие;

• Минфин должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным банком срочным вкладам граждан.

Во-первых, необходимо серьезно повысить капитализацию банковской системы. Для увеличения собственного капитала банков, кроме предоставления субординированных кредитов, надо снять ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий, землей; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратить уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения.

Нужно создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли. Налог на прибыль должен быть прогрессивным, с минимальной ставкой в 10%. Кроме того, надо разработать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов.

Главное внимание следует обратить на замещение иностранных «длинных» пассивов банков и корпораций другими источниками. Наряду с предоставлением банкам субординированных кредитов на срок до 10 лет Центробанк может и должен предоставлять им долгосрочные рефинансовые кредиты под залог требований к предприятиям торгуемого сектора. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должно устанавливать правительство, исходя из приоритетности развития данных производств и предприятий. Для создания института рефинансовых кредитов на срок в несколько лет нужно увеличить уставный капитал ЦБ.

Таким образом, ЦБ должен не только выполнять свою основную роль - кредитора последней инстанции, но и обеспечить рефинансирование избирательно, с приоритетностью для предприятий, отобранных по принципу не только кредитоспособности, но и их вклада в экономическое развитие. Для регулирования общего объема кредитов ЦБ можно предложить метод ограничения объема рефинансового кредита определенной долей рыночной стоимости залога (залогового пула) на момент предоставления кредита без установления маржинальных требований.

Минфин должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным срочным вкладам граждан. Иными словами, вместо размещения средств в банках на платной основе следует предоставлять им долгосрочные беспроцентные бюджетные кредиты в зависимости от суммы средств на долгосрочных вкладах граждан. Это позволит решить проблему «спасения» сбережений российских граждан от инфляционного обесценения и удешевить ресурсную базу банков. Разумеется, такие бесплатные кредитные ресурсы нужно использовать только для кредитования производственно-транспортных предприятий, входящих в перечень компаний, имеющих право на получение льготных кредитов. Он должен утверждаться правительством, исходя из необходимости развития экспорта высокотехнологичной продукции и продукции торгуемого сектора в целом. Экспорт сырья, импорт товаров и их перепродажа могут осуществляться на чисто коммерческой основе.

Следует также реализовать селективные меры по борьбе с инфляцией:

1) замещение займов корпораций кредитами Банка развития за счет увеличения его уставного капитала и эмиссии им облигаций

под госгарантии;

2) ужесточение антимонопольного регулирования и других немонетарных мер антиинфляционной политики;

3) широко-масштабные бюджетные инвестиции в развитие высокотехнологичного сектора, инноваций, инфраструктуры и сектора общественных услуг, что повысит эффективность экономики.

Для этого надо создать систему институтов бюджетной поддержки и кредитного стимулирования высокотехнологичных секторов экономики и инновационно активных предприятий, включая корпорации развития.

Она должна состоять из:

1) различных налоговых льгот;

2) прямых субсидий на производство продукции;

3) субсидирования бюджетом фондов заработной платы (в части, облагаемой социальным налогом);

4) субсидирования бюджетом процентных ставок по привлекаемым от

российских банков инвестиционным кредитам для реализации инвестпроектов, одобренных правительством (о расширении масштабов применения данного инструмента господдержки было объявлено 21 октября

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и её особенности в России