Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
В
подавляющем большинстве
Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 2000 - 2001 гг. возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в промышленно развитых странах сохранит свою остроту.
Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика
численности занятых
в странах ЦВЕ
в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).
Страны | 1990г | 1991г | 1992г | 1993г | 1994г | 1995г | 1996г | 1997г | 1998г | 1999г |
Болгария | 93,9 | 81,6 | 75,0 | 73,8 | 74,3 | 75,2 | 75,3 | 72,3 | 72,2 | - |
Венгрия | 96,7 | 86,7 | 78,1 | 73,2 | 71,8 | 70,4 | 69,8 | 69,8 | 70,7 | 72,9 |
Польша | 95,8 | 90,1 | 86,3 | 84,3 | 85,1 | 86,7 | 88,3 | 90,8 | 92,9 | - |
Румыния | 99,0 | 98,5 | 95,5 | 91,1 | 91,5 | 86,7 | 85,7 | 82,4 | 80,5 | - |
Словакия | 98,2 | 85,9 | 86,8 | 84,6 | 83,7 | 85,7 | 84,5 | 82,6 | 81,8 | - |
Словения | 96,1 | 88,7 | 95,5 | 81,3 | 79,3 | 79,1 | 78,7 | 78,6 | 78,7 | 80,2 |
Хорватия | 97,1 | 89,2 | 79,3 | 76,6 | 74,8 | 73,9 | 74,6 | 72,9 | 78,8 | 76,5 |
Чехия | 99,1 | 93,6 | 91,,2 | 89,7 | 90,4 | 92,8 | 93,4 | 91,6 | 90,2 | - |
Югославия | 97,0 | 94,1 | 90,9 | 88,3 | 86,5 | 85,3 | 84,8 | 89,9 | 89,7 | - |
Все страны ЦВЕ | 97,0 | 90,7 | 85,0 | 82,6 | 82,7 | 82,3 | 82,7 | 82,7 | 83,1 | - |
При населении примерно в 130
млн. человек в 1989 г. в странах
ЦВЕ численность занятых
Общая численность безработных в регионе ЦВЕ в 1999 г. превысила 6 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1990 году, то есть возросла более чем в два раза. Норма безработицы (отношение числа зарегистрированных безработных к общей численности рабочей силы) за эти годы также резко возросла и составила в 1999 году 12,4%. Наибольший уровень безработицы сейчас имеет место в Югославии (29%), наименьший в Чехии (9%). Весьма высок уровень безработицы в Хорватии (19%) и Словакии (18%). На фоне положение с безработицей в России не выглядит уж столь безнадежным. Необходимо также отметить, что, несмотря на начавшийся после 1994 г. рост производства в странах ЦВЕ норма безработицы там почти не снизилась, а в 1999 г. практически вернулась к уровню, соответствующему кризисному периоду их развития, т.е. периоду 1990-1993 годов. Данные по безработице в странах ЦВЕ представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Нормы
безработицы в
странах ЦВЕ в 1990-1999
годах (%).
Страны | 1990г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. |
Болгария | 1,8 | 12,8 | 11,1 | 12,5 | 13,7 | 12,2 | 16,0 |
Венгрия | 1,7 | 10,9 | 10,4 | 10,5 | 10,4 | 9,1 | 9,6 |
Польша | 6,5 | 16,0 | 14,9 | 13,2 | 10,3 | 10,4 | 13,0 |
Румыния | 1,3 | 10,9 | 9,5 | 6,6 | 8,8 | 10,3 | 11,5 |
Словакия | 1,6 | 14,8 | 13,1 | 12,8 | 12,5 | 15,6 | 19,2 |
Словения | - | 14,2 | 14,5 | 14,4 | 14,8 | 14,6 | 13,0 |
Хорватия | - | 17,3 | 17,6 | 15,9 | 17,6 | 18,6 | 20,8 |
Чехия | 0,7 | 3,2 | 2,9 | 3,5 | 5,2 | 7,5 | 9,4 |
Югославия | - | 23,9 | 24,7 | 26,1 | 25,6 | 27,2 | 27,4 |
Все страны ЦВЕ | - | 13,6 | 12,5 | 11,7 | 11,9 | 12,6 | 14,6 |
Таким
образом, проанализировав развитие
уровня безработицы в странах
ЦВЕ можно сделать вывод о
том, что при создавшемся положении
безработицы необходимо противодействовать
нарастающей ее волне и в связи с этим
уже сейчас принимаются решительные меры.
Так, правительства Польши, Словакии, Болгарии
и ряда других стран развернули деятельность,
направленную на разработку программы
создания новых рабочих мест. Например,
Министерство народного образования Польши
подготавливает реформу профессионального
обучения, осуществление которой должно
начаться в 2002 году. В конечном итоге меры,
применяемые в настоящее время с различной
степенью успеха странами ЦВЕ по снижению
инфляции, условиям дешевых кредитов,
снижению наивысшей налоговой ставки,
принятию более гибкого трудового законодательства
и резкому повышению расходов на образование,
приведут к решению такой социально значимой
проблемы как безработица.
Заключение
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица,
как свидетельствуют многие социологические
и социально-психологические
Органам
службы занятости всех уровней необходимо
широкое развертывание
Необходимо
расширять сеть учебных центров
профессионального обучения, профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации высвобождаемых работников
и безработных граждан. Государственная
программа уже принята и начала действовать.
Но она еще не достаточно сильна, и нуждается
в активной государственной поддержке.
Забота государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости,
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения, является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики. Таким образом, комплексный
подход к системе занятости, мерам ее регулирования
и социальной защите населения, на мой
взгляд, позволит смягчить социальную
напряженность в сфере трудовых отношений.
Библиографический
список
Информация о работе Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления