Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями
Программы являются повышение уровня
и изменение структуры
Основными задачами Программы являются:
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах.
Первая - гарантия стабильного
Вторая
- гарантия свободы выбора способа
своего существования в период незанятости,
в том числе и
Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Принципиально важно одно - имеет
ли человек право на пособие
по безработице, то есть
Если да, то размер его пособия,
продолжительность и
Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.
Важнейшим
элементом формирующейся
Целесообразно,
чтобы в разработке и внедрении
системы регулирования
Подобное
взаимодействие может быть обеспечено
путем образования
Аналогичные межведомственные
Особую
актуальность приобретают в настоящее
время вопросы
Забота
государства о достижении в стране наиболее
полной и эффективной занятости как важной
социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Ш. Динамика безработицы в странах с рыночной экономикой
с
1980-2007 гг.
В
последние годы на мировом рынке
труда сложилась следующая
Коэффициент загрузки производственных мощностей достиг 82,1%. Безработица в Великобритании сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы. Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем не менее, безработица в странах западной Европы оставалась значительно более высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования трудовых и социальных отношений. В Японии уровень безработицы не изменился и оставался равным 4,7% численности рабочей силы.
Это
объяснялось сокращением
Таблица 1.
Уровень
безработицы в
ведущих в экономическом
отношении странах
мира, в % от численности
рабочей силы.
Страны | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
США | 5,4 | 5,0 | 4,5 | 4,2 | 4,0 |
Япония | 3,4 | 3,4 | 4,1 | 4,7 | 4,7 |
Германия | 10,4 | 11,5 | 11,0 | 10,5 | 9,6 |
Франция | 12,3 | 12,5 | 11,9 | 11,2 | 9,7 |
Италия | 11,7 | 11,7 | 11,8 | 11,4 | 10,6 |
Великобритания | 7,2 | 5,5 | 4,7 | 4,3 | 3,7 |
Канада | 9,6 | 9,1 | 8,3 | 7,6 | 6,8 |
Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный” характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%, квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%.
Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.
Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).
Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании – с 1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.
Информация о работе Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления