Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы в том, что эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах.
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………………………5
1.1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ…………...5
1.2 ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ……………………………………………………………………………..11
1.3 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ ..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ОЦЕНКА ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЙ……………………………………………………………………....22
2.1 МАСШТАБЫ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ С 2005 ПО 20011ГГ…….……………..22
2.2 СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………... ..23
2.3 НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..29
Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время белорусскую экономику характеризует особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.
Позитивная тенденция укрепляется не только в масштабах безработицы, но и в уменьшении продолжительности безработицы. На конец 2011 года средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,2 месяца и составила 3,7 месяца против 3,9 месяца в 2010-м.
В структуре безработных традиционно преобладают женщины. Но их удельный вес с каждым годом снижается: если в 2000 году данный показатель равнялся 60,7%, в 2009-м – 57%, то в 2011году – 54,1%. Уменьшается и численность безработных женщин: с 58,1 тыс. человек в 2000-м до 15,2 тыс. в 2011 году. Также средний период трудоустройства безработных женщин более длительный - 2 месяца. Этот показатель для безработных мужчин составляет 1,2 месяца, для молодежи - 1,3 месяца.
На рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), так как они не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями и молодежи отдается предпочтение. [19]
Практически каждый пятый
безработный,
Далее следует рассмотреть структуру безработных по уровню образования. Так, из числа безработных, состоящих на учете на 1 января 2012 года, общее среднее образование имели 37,6% (против 38% на 1 января 2011 года), общее базовое - 11% (11,9%), профессионально-техническое - 24,9% (24,6%), среднее специальное - 14,5% (14,4%), высшее и послевузовское - 12% (11%).
Также следует заметить, что потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите, по видам экономической деятельности в 2011 году составила 51,6 тыс. человек, в том числе 40,1тыс. рабочих. Из них в обрабатывающую промышленность – 12,2 тыс. человек, в области строительства – 8,4 тыс., а потребность в работниках сельского хозяйства составила 6,4 тыс. человек.
По словам специалистов, за год увеличился спрос на рабочую силу. Так, на 1 января текущего года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения от нанимателей о наличии 51,7 тыс. вакансий, что составило 105,9% к уровню 1 января 2011 года. Напряженность на рынке труда варьирует от 1,1 безработного на одну вакансию в Гомельской области до 0,2 безработного на 1 вакансию в Минске. [21]
В Республике Беларусь государство принимает активные меры по преодолению последствий безработицы. Так ,например, за январь-октябрь 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защите Гродненской области за содействием в трудоустройстве обратились 36,2 тыс. человек, из них зарегистрированы безработными 21,1 тыс. человек. С учетом состоявших на учете на начало года в трудоустройстве нуждались 41,4 тыс. человек, в том числе 24,3 тыс. безработных (соответственно 91,4 и 98,9 процента к соответствующему периоду 2011 г.).
За 10 месяцев на постоянную работу трудоустроены 24,5 тыс. человек, из них 15,3 тыс. безработных. Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, инвалиды, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освобожденные из мест лишения свободы и др.) – трудоустроено 2,1 тыс. безработных данной категории. Для 56 инвалидов организована адаптация к трудовой деятельности.
Из средств Фонда социальной защиты населения 377 безработным оказана финансовая поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности, 18 семьям безработных выделены денежные средства и возмещены расходы, связанные с переездом на новое место жительства и работы в сельскую местность.
С целью повышения
Для временной занятости
В свободное от учебы время органами по труду, занятости и социальной защите организована трудовая занятость для 3,8 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
В период активного поиска работы
безработным гражданам
На 1 ноября 2012 г. на учете состояли 3,2 тыс. безработных (94 процента к уровню на 1 ноября 2011 г.).
Областной банк вакансий содержал 7,0 тыс. свободных рабочих мест, что на 11 процентов больше, чем на 1 ноября 2011 г. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 81 процент от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Подобные меры проводятся не только в Гродненской области, но и по всей Республике в целом.[22]
Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.
Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как уже отмечалось, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Приложение А
График уровня зарегистрированной безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) с 2005 по 2011 гг.
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2012. С.158
График динамики безработицы во всех регионах Беларуси .
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2012.С.159
[Введите текст]
Информация о работе Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценка ее последствий