Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценка ее последствий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы в том, что эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………………………5
1.1 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ…………...5
1.2 ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ……………………………………………………………………………..11
1.3 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ ..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ОЦЕНКА ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЙ……………………………………………………………………....22
2.1 МАСШТАБЫ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ С 2005 ПО 20011ГГ…….……………..22
2.2 СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………... ..23
2.3 НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет и к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Как следствие сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. Это способствует дальнейшему экономическому спаду. На этом фоне возрастают бюджетные расходы на выплаты социальных трансфертов - пособий по безработице и материальной помощи длительно безработным.

Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные знания и навыки, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы (даже при удовлетворительном уровне пособий) является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чьи знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом. Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обусловливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности. Отличительной чертой этого процесса был резкий рост неравенства.

Общепринятый способ измерения неравенства - использование коэффициента Джини. Его значение для всех стран находится в пределах от нуля (абсолютное равенство) и до единицы (один человек получает все). За период с 1987 по 1993г. в большинстве стран неравенство возросло. В Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Киргизии и Российской Федерации коэффициент Джини увеличился на 40% и более.

Потеря работы может привести к финансовым трудностям, которые могут способствовать преступному поведению. Психологические эффекты безработицы включают депрессию, тревогу и апатию, возникающие, возможно, вследствие снижения самооценки или потери субъективного контроля над происходящим; естественно, это зависит от возраста и от позиции на рынке рабочей силы. Например, Джексон и Уорр установили (Jackson, Warr, 1984), что безработные мужчины по сравнению с работающими имели более высокие показатели по Опроснику общего здоровья (General Health Questionnaire), оценивающему степень психологической дисфункции. Однако влияние безработицы было слабее у тех, кто недавно закончил школу, и сильнее у тех, кто работал уже достаточно давно. Насколько такие эффекты способствуют криминальному поведению среди безработных - неизвестно, однако в традиционных криминологических теориях предполагается связь между занятостью и преступлением. Теория напряжения предсказывает, что отсутствие возможностей для трудоустройства повышает привлекательность преступного образа жизни, а теория контроля рассматривает постоянную занятость как необходимое условие усиления социальной связи за счет повышения "ставок" на подчинение нормам и правилам.

Отмечается неодинаковое распределение "бремени безработицы" в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе, как правило, ниже [6, с.73].

Неоклассическая концепция добровольной безработицы стала предметом серьезной критики Дж.М. Кейнса в его фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег".

Кейнсианское направление опирается на то, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. А рынок труда рассматривается, как явление постоянного экономического равновесия. В кейнсианской концепции последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер, а вынужденный. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода. Дж.М. Кейнс предлагал, что государство противостоит безработице путем активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в итоге должно привести к повышению спроса на рабочую силу, следовательно, уменьшению безработицы.

Недостаток эффективного спроса ведет к низким темпам производства, кризисным явлениям и безработице. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Он утверждал также то, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии [7, с.47].

В кейнсианской концепции делается два важных вывода: во-первых, гибкость заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы она и снижалась, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей. Во-вторых, для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы - политика государства. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы [8].

Лауреатами Нобелевской премии в области экономики за 2010 год стали американцы Питер Даймонд, Дейл Мортенсен и британец с Кипра Кристофер Писсаридес. Об этом сообщается в обнародованном решении Шведской королевской академии наук. Как отмечается в пресс-релизе, трое лауреатов получили премию "за проведенный ими анализ рынков с поисковыми помехами". Иногда ее называют "теорией рынков, которым сложно отыскать друг друга". Суть в том, что на многих рынках взаимодействие потребителя и продавца происходит не моментально, а с определенным временным лагом. При этом Даймонд проанализировал основные факторы таких рынков, а Мортенсен и Писсаридес расширили теорию и применили ее к рынку труда. Как выразился британский лауреат, давая совет властям, "мы должны следить за тем, чтобы безработный не был безработным слишком долго, мы должны ему дать опыт работы, чтобы он не потерял ощущение причастности к рабочей силе". К примеру, работодатель ищет сотрудников, а работники - свободные вакансии. Тем не менее, процесс поиска требует времени и ресурсов с обеих сторон, что создает на рынке определенные помехи. Следовательно, могут одновременно наблюдаться безработица и свободные вакансии. Модели нобелевских лауреатов объясняют, каким образом безработица, вакансии и зарплата зависят от правил и экономической политики. Один из выводов: более высокие пособия по безработице могут привести ее к росту. С точки зрения здравого смысла, этот вывод очевиден. Нет сомнений, что можно придумать модели, которые его подтвердят. Вопрос в другом: какой смысл в этой работе с точки зрения современной кризисной ситуации?

Нобелевский комитет считает, что их модель помогает, в том числе, понять, каким образом государственное регулирование и экономическая политика влияют на безработицу, свободные рабочие места и заработные платы. При этом концепция П. Даймонда, Д. Мортенсена и К. Писсаридеса работает не только применительно к рынку труда, но и к другим рынкам (в частности, рынку недвижимости), что делает эту теорию универсальной и актуальной [9].

1.3 Формы государственного регулирования последствий безработицы

 

Государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего из определения типа безработицы. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы [10, с.104].

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой [11, с.68].

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей [12, с.71].

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для её снижения и увеличения занятости государство использует следующие методы:

1) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

2) создание и улучшение деятельности бирж труда;

3) развитие системы переподготовки кадров;

4) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

5) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей [13, с.43].

Также государство должно принять все меры по созданию новых рабочих мест, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения. Необходимо способствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которые ищут работу.

Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебных заведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентации молодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенные на нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и, нередко, знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны - рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемая безработица среди подростков до 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченных семей [14, с.68].

Таким образом, сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

 

2. Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценка её последствий

2.1 Масштабы и динамика безработицы с 2005 по 20011гг.

 

Беларусь - страна, в которой теоретически нет безработицы. Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой. Эксперты считают, что статистические данные не отражают реальный уровень безработицы, поскольку при подсчёте количества безработных в Беларуси не учитывается скрытая безработица. Человек, потерявший работу, не торопиться вставать на учет в службу занятости. Связано это с низким размером пособия по безработице и обязанностью участвовать в общественных работах. По подсчетам председателя РЭП Г.Федынича уровень скрытой безработицы в Беларуси около 20%. [16]

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения - 4% - в 1996г., снизился до 0,6% в 2011г. Тенденцию к уменьшению уровня зарегистрированной безработицы за период с 2005 по 2011 гг. можно проследить на рис.1. Численность зарегистрированных безработных в 2000 г. составила 95 768 человек, в 2005 г. – 67 918, а в конце 2011 года – 28 192 человек. За промежуток времени с 2005 до 2011 гг. численность зарегистрированных безработных ежегодно снижалась на 11%, что составило 6 621 человек. (Приложение А)

Численность занятых в экономике  до 2005г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005г. эта численность начала расти. В январе-июне 2006г. имела место позитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу. Прием работников восполнил их выбытие на 103,1% (за январь-июнь 2005г. - на 98,7%), принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено. В связи с сокращением уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3% к аналогичному периоду 2005г. Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости сократилось на 23,6% и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7%, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя на 15,2% [16].

Рассчитывая средний абсолютный прирост  и средний темп прироста численности занятых в экономике за период с 2005 по 2011 гг., можно убедиться, что за данный промежуток времени численность занятых индивидов ежегодно увеличивалась в среднем на 0,6%, что составило 40,06 тыс. человек.

Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Ситуация на рынке труда Беларуси нуждается в постоянном контроле, она более напряженная, чем в докризисные времена. Вместе с тем масштабы недозанятости в республике постепенно снижаются - это позитивная тенденция. За минувшее пятилетие безработица значительно сократилась во всех регионах Беларуси. Так, в Брестской области - соответственно с 1,8% до 0,7%, в Витебской – с 2,0% до 0,8%, в Гомельской – с 1,7% до 0,9%, в Гродненской - с 1,6% до 0,6%, в Минской - с 1,5% до 0,6%, в Могилевской области - с 1,8% до 0,7%, а в столице республики - с 0,8% до 0,3%. (Приложение Б)

Информация о работе Анализ безработицы в Республике Беларусь и оценка ее последствий