Актуальные проблемы предприятий машиностроительной отрасли в условиях инновационно-ориентированной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

К началу следующего года Руководством Российской Федерации определены стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной . В итоге были названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента: это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Проблемы развития отрасли машиностроения в условиях инновационно-ориентрованной экономики……………………………………………………………...4

Меры для внедрения и стимулирования инноваций в отрасли машиностроения…..6

В университеты за эффективными инновациями………………………………………8

Проблемы перехода отрасли машиностроения на инновационный путь развития…..9

Заключение………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Управление качеством-реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

       Очевидно,что наибольшее число новых технологий разработано для станкостроительной и инструментальной промышленности, а также для химического и нефтяного машиностроения. На их долю приходится половина всех новых разработок. Я считаю, что это объясняется мощным научно-производственным потенциалом, созданным в послевоенные годы, сохранившаяся часть которого эффективно работает в настоящее время. Из технологий, созданных для химического машиностроения, около половины предназначены для производства нефтяного и газового оборудования. Это в свою очередь обусловлено более высокой инвестиционной активностью в отраслях, связанных с добычей и переработкой углеводородных ресурсов.

       Для эффективного развития отрасли необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 % в год. Но чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо решить ряд проблем. И прежде всего — проблему неудовлетворительного состояния активной части основных фондов, т.е. парка технологического оборудования, поскольку большая часть его физически и морально устарела.

       По  данным статистики, 65 % оборудования эксплуатируется 15—20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т.е. срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 %.

       Вторая проблема — производительность труда: в машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности.  Третья проблема — темпы роста. Причины такого положения известны. Это опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий; недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса, что негативно отражается на выработке и проведении единой технической политики; почти полное отсутствие возможностей импортозамещения и роста экспорта. Четвертая проблема — недоиспользование производственных мощностей. Ее причины: низкая конкурентоспособность продукции по срокам поставки, комплектности, условиям расчетов, сервису, обученности персонала и др., неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям.

         Вместе с тем отмечено, что сохраняется неоднородная структура машиностроительного комплекса. В ней есть как развивающиеся производства, в том числе с выходом на внешние рынки, так и депрессивные. В частности, исследования показали, что в настоящее время наиболее перспективными для машиностроения следует считать семь секторов рынка:

    • автомобильный,
    • энергомашиностроения и оборудования для ТЭК,
    • транспортного машиностроения,
    • продукции оборонно-промышленного комплекса,
    • отдельных видов товаров народного потребления,
    • сельскохозяйственной техники,
    • станкостроения.

       Отсюда  можно сделать вывод: базой новой инфраструктуры машиностроения должны стать крупные корпоративные структуры, оснащенные современными информационными технологиями CAD/CAM/CAE и программными системами типа ERP. Управление жизненным циклом изделия, включая его логистическую поддержку в эксплуатации, должно опираться на CALS-технологии и международные стандарты. То есть необходимо создавать компьютеризированные интегрированные производства, оснащенные обрабатывающими центрами на основе мехатронных модулей и интеллектуальных систем управления. И чтобы замкнуть инновационную цепочку от фундаментальных исследований до производства конкурентного продукта, необходимо иметь ряд базовых федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав могут войти ведущие институты РАН, отраслевые институты и государственные научные центры, ряд промышленных предприятий, выпускающих современное оборудование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Развитие  инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит  переход на качественно новый  уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения.

Для этого нужно  всего лишь одно - повернуть финансовые потоки в России в сторону реального  сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный  процесс экономики, в том числе  в его сердцевину - обрабатывающие производства.

       Выпуск  инновационной продукции - важнейший  результат внедрения прогрессивных  технологий для повышения конкурентоспособности. Более высокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска отечественной продукции.

       Я считаю, что необходима поддержка  со стороны государства. По моему  мнению, это может быть выражено в том, что представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано, налаживать координацию с научными и инновационными центрами. А также в предоставлении возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях и налоговых льгот для стимулирования инноваций. 
 
 

Список  литературы:

  • Журнал «Социум», статья Развитие отстающих отраслей в России, автор Панченко В.И.
  • Журнал «Промышленность», статья  Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности; авторы В.Н. Борисов, О.В. Почукаева
  • http://www.richardbandler.ru/nlp.html

Информация о работе Актуальные проблемы предприятий машиностроительной отрасли в условиях инновационно-ориентированной экономики