Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:55, реферат
К началу следующего года Руководством Российской Федерации определены стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной . В итоге были названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента: это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Проблемы развития отрасли машиностроения в условиях инновационно-ориентрованной экономики……………………………………………………………...4
Меры для внедрения и стимулирования инноваций в отрасли машиностроения…..6
В университеты за эффективными инновациями………………………………………8
Проблемы перехода отрасли машиностроения на инновационный путь развития…..9
Заключение………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………13
Очевидно,что наибольшее число новых технологий разработано для станкостроительной и инструментальной промышленности, а также для химического и нефтяного машиностроения. На их долю приходится половина всех новых разработок. Я считаю, что это объясняется мощным научно-производственным потенциалом, созданным в послевоенные годы, сохранившаяся часть которого эффективно работает в настоящее время. Из технологий, созданных для химического машиностроения, около половины предназначены для производства нефтяного и газового оборудования. Это в свою очередь обусловлено более высокой инвестиционной активностью в отраслях, связанных с добычей и переработкой углеводородных ресурсов.
Для эффективного развития отрасли необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 % в год. Но чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо решить ряд проблем. И прежде всего — проблему неудовлетворительного состояния активной части основных фондов, т.е. парка технологического оборудования, поскольку большая часть его физически и морально устарела.
По данным статистики, 65 % оборудования эксплуатируется 15—20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т.е. срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 %.
Вторая проблема — производительность труда: в машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности. Третья проблема — темпы роста. Причины такого положения известны. Это опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий; недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса, что негативно отражается на выработке и проведении единой технической политики; почти полное отсутствие возможностей импортозамещения и роста экспорта. Четвертая проблема — недоиспользование производственных мощностей. Ее причины: низкая конкурентоспособность продукции по срокам поставки, комплектности, условиям расчетов, сервису, обученности персонала и др., неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям.
Вместе с тем отмечено, что сохраняется неоднородная структура машиностроительного комплекса. В ней есть как развивающиеся производства, в том числе с выходом на внешние рынки, так и депрессивные. В частности, исследования показали, что в настоящее время наиболее перспективными для машиностроения следует считать семь секторов рынка:
Отсюда
можно сделать вывод: базой новой инфраструктуры
машиностроения должны стать крупные
корпоративные структуры, оснащенные
современными информационными технологиями
CAD/CAM/CAE и программными системами типа
ERP. Управление жизненным циклом изделия,
включая его логистическую поддержку
в эксплуатации, должно опираться на CALS-технологии
и международные стандарты. То есть необходимо
создавать компьютеризированные интегрированные
производства, оснащенные обрабатывающими
центрами на основе мехатронных модулей
и интеллектуальных систем управления.
И чтобы замкнуть инновационную цепочку
от фундаментальных исследований до производства
конкурентного продукта, необходимо иметь
ряд базовых федеральных центров науки
и высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав
могут войти ведущие институты РАН, отраслевые
институты и государственные научные
центры, ряд промышленных предприятий,
выпускающих современное оборудование.
Заключение
Развитие
инновационной сферы отраслей машиностроения
в направлении широкого освоения
прогрессивных технологий обеспечит
переход на качественно новый
уровень промышленного
Для этого нужно всего лишь одно - повернуть финансовые потоки в России в сторону реального сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный процесс экономики, в том числе в его сердцевину - обрабатывающие производства.
Выпуск
инновационной продукции - важнейший
результат внедрения
Я
считаю, что необходима поддержка
со стороны государства. По моему
мнению, это может быть выражено
в том, что представители реального
сектора рынка должны действовать скоординировано,
налаживать координацию с научными и инновационными
центрами. А также в предоставлении возможности
получения долгосрочных кредитов на приемлемых
условиях и налоговых льгот для стимулирования
инноваций.
Список литературы: