Актуальные проблемы предприятий машиностроительной отрасли в условиях инновационно-ориентированной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

К началу следующего года Руководством Российской Федерации определены стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной . В итоге были названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента: это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Проблемы развития отрасли машиностроения в условиях инновационно-ориентрованной экономики……………………………………………………………...4

Меры для внедрения и стимулирования инноваций в отрасли машиностроения…..6

В университеты за эффективными инновациями………………………………………8

Проблемы перехода отрасли машиностроения на инновационный путь развития…..9

Заключение………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Управление качеством-реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермский  национальный исследовательский политехнический  университет

Кафедра Экономики и управления на предприятии 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Актуальные проблемы предприятий машиностроительной отрасли в условиях инновационно-ориентированной экономики.  
 
 
 
 
 

                   Выполнила:

                Дутлова Т.М.

                ЭУП-07-2                                                                                                    

                                                   Проверила:

                   Бажина А.В.                                                                   
                 
                 
                 
                 

                                                             

Пермь, 2011 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Проблемы развития отрасли машиностроения в условиях инновационно-ориентрованной экономики……………………………………………………………...4

Меры для внедрения  и стимулирования инноваций в отрасли машиностроения…..6

В университеты за эффективными инновациями………………………………………8

Проблемы перехода отрасли машиностроения на инновационный  путь развития…..9

Заключение………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       К началу следующего года Руководством  Российской Федерации определены стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной . В итоге были названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента: это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.

       Мы  видим, что  машиностроение не попало в «перовую пятерку», но это не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики.  Развитие машиностроительной отрасли необходимо нашей стране. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого уровня – это земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Следовательно,  без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований по нанотехнологиям. Мировой опыт показывает, устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса. 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  развития отрасли машиностроения в условиях инновационно-ориентрованной экономики

 Инновационное  и технологическое обновление  предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что в свою очередь образует один из основных элементов по надежному обеспечению национальной и продовольственной безопасности страны. Не секрет, что энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий очень низки, и как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках не так велико, каким могло быть.

      Спад инновационной активности  в стране, произошедший в 1990 годы, привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий. А в таких странах как Германия, США, Франция и Япония - от 70 до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Я считаю, что задача заключается в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а также  превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики с помощью активной промышленной политики.

         Важной проблемой является и то, что средства, которые на сегодняшний день правительством РФ выделяются российскому бизнесу, тратятся не на борьбу с собственной технологической отсталостью, а на банальное «латание дыр». Я считаю, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано ( налаживания координации с научными и инновационными центрами). Здесь ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении. В рамках этих процессов на некоторых предприятиях уже полном ходом идет перекройка и оптимизация производственных процессов.

       Еще одна из проблем отрасли машиностроения это крайне низкие темпы внедрения новых технологий. Они являются следствием низкой инвестиционной активности, нацеленностью бизнеса на извлечение быстрой и высокой прибыли за счет природной ренты и ее перераспределения в отечественную и зарубежную недвижимость, зарубежные активы, не обслуживающие воспроизводственный процесс в российской экономике. Очевидно, что объем финансирования инновационно-технического перевооружения явно недостаточен для обеспечения высоких темпов обновления активной части основных фондов в отраслях машиностроения. Причина здесь, по моему мнению,-  это отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИ-ОКР и обновление производственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развития инновационной сферы. Средний показатель инновационной активности в российской промышленности (доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий) - 12%. Для сравнения следует заметить, что в развитых странах этот показатель составляет 50% и более. В отраслях отечественного гражданского машиностроения средняя оценка инновационной активности равна 16%. Уровень инновационной активности здесь неоднороден - разброс показателя в отраслях весьма значителен: от 1,5% в подшипниковой промышленности до 51% в промышленности средств вычислительной техники. 
 
 
 
 
 
 

Меры  для внедрения  и стимулирования инноваций

       Ни  в одной отрасли промышленности внедрение прогрессивных технологий и новой техники не дает столь быстрых и весомых результатов, как в машиностроении. На окупаемость затрат на внедрение прогрессивных технологий требуется 1,5-2 года, а затраты на новое производственное оборудование окупаются за 2-2,5 года. Кроме того, эффекты, получаемые от внедрения прогрессивных технологий, обеспечивают повышение качества выпускаемой продукции и улучшение экологических характеристик машиностроительного производства.

       Наибольшие  трудности в осуществлении инновационной деятельности в организациях связаны с экономическими и производственными факторами. К числу наиболее весомых экономических факторов относятся:

       -недостаток собственных денежных средств - ее назвали 100% обследованных организаций;

       - высокая стоимость нововведений и высокий экономический риск - 80%;

       -низкий спрос на новые товары, работы и услуги - 40%.

       Одной из основных проблем является также  и недостаток собственной финансовой поддержки со стороны государства (80% организаций). Для разработки и внедрения инновационных проектов нужны серьезные инвестиции. Довольно часто единственным источником финансирования инноваций являются сами машиностроительные предприятия, которые из своей скудной прибыли выкраивают средства на освоение новых изделий. Отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИОКР и обновление производственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развития инновационной сферы. Из производственных факторов 60% организаций назвали низкий инновационный потенциал, недостаток квалифицированного персонала, неразвитость кооперационных связей - 40%.

       Безусловно, один из важнейших вопросов - вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.

       Распространение технологий происходит крайне медленно. Это касается даже уникальных технологий, запатентованных в развитых странах  и получивших золотые медали на международных  салонах инноваций и изобретений. Некоторые технологии и оборудование нового поколения экспортируются, но остаются не востребованными российской промышленностью. Зарубежные передовые технологии в еще меньшей степени востребованы отечественной промышленностью - ведь здесь также нужно осваивать и тиражировать результаты, продукты, полученные по новым технологиям.

       Кроме того, основываясь на опыте передовых  государств, можно выделить следующие  виды обязательных налоговых льгот  для стимулирования инноваций:

  • уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;
  • скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;
  • инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);
  • особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило, в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.

       Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в отрасли машиностроения может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако важным условием реализации этой стратегии является улучшение защиты прав интеллектуальной собственности.

В университеты за эффективными инновациями

         В ХХ веке около двух третей  мировых новаций, внедренных в  экономику развитых стран, было  реализовано при использовании  достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес школы, опубликованному в феврале 2008 года, в России самый высокий уровень творческой активности. На втором месте Швеция, а затем США. Я уверена, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям.

         Россия может получить колоссальный  эффект от развития своего  образовательного и научного  потенциала, являющихся одной из  самых главных основ человеческого капитала.

       Государственные научные учреждения являются на сегодняшний  день главными генераторами инноваций  в ведущих инновационно-ориентированных  мировых странах, таких как Франция  и США. Поэтому их опыт по выстраиванию грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  перехода отрасли  машиностроения на инновационный  путь развития

       В последнее время в России ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных за последние пять лет технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире и столько же соответствует лучшим зарубежным образцам. Таким образом, около четверти новых технологий машиностроения потенциально могут быть конкурентоспособными. Более четверти общего числа созданных за последние пять лет новых технологий машиностроения приходится на станкостроение и инструментальное производство. Кроме того, создано значительное число новых технологий в области конструкционных материалов, заготовительного производства, сварки, модификации поверхностей, а также специальных видов технологий.

Информация о работе Актуальные проблемы предприятий машиностроительной отрасли в условиях инновационно-ориентированной экономики