. Какие вы знаете теории международной торговли? Опираясь на теории А. Смита и Хекшера - Олина, сформулируйте основные конкурентные преимущ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Т. Мэн, А. де Монкретьен, У. Стаффорд.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 79.31 Кб (Скачать)

Теорема выравнивания цен  на факторы производства (теорема  Хекшера - Олина - Самуэльсона).

Под воздействием международной торговли относительные  цены на товары, участвующие в мировом  товарообороте, имеют тенденцию  к выравниванию. Это приводит и  к выравниванию соотношения цен  на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных  странах. Характер этого взаимодействия был раскрыт американским экономистом  П. Самуэльсоном, исходившим из основных постулатов теории Э. Хекшера - Б. Олина. В соответствии с теоремой  Хекшера – Олина -Самуэльсона механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем: при отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше. Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены — заработной платы.

В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация  на производстве трудоемких товаров  приводит к значительному перемещению  трудовых ресурсов в соответствующие  экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обусловливает  уменьшение его цены — процентной ставки.

Таким образом, в странах, относительно более  капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. 

Парадокс  Леонтьева.

Теория  соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно  к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитало- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее  известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным  американским экономистом российского  происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал  структуру внешней торговли США  в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США после Второй мировой войны  характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства США должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн.  долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты В. Леонтьева показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической  литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США  раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ  в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

Таким образом, следует отметить, что Леонтьев, исследуя экспортную конкурентоспособность  фирм США, обнаружил, что отрасли, которые  являются наиболее удачливыми экспортерами, обладают более высокой трудоемкостью, чем те, которые сталкиваются, главным  образом, с конкуренцией импортных  товаров. Ведь если мы будем рассматривать  рабочую силу не как однородный товар, а разделим ее по категориям, то обнаружим, что промышленно развитые страны фактически обладают значительным избытком высокообразованных трудовых ресурсов и могут производить продукцию  различными методами.

Теория  жизненного цикла  продукта.

С середины 60-х годов экономисты западных стран (Р. Вернон, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс) активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов её жизни на рынке.

Суть  теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл  жизни продукта охватывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок.

На стадии  внедрения происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером.

Теория  жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным  объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные  исследования и разработки, передовая  технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным  преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с  коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих  значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных  потребителей и т.п.), которые не вписываются  в теорию жизненного цикла.

Теория  эффекта масштаба ( теория снижающихся  издержек).

 В  начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть  теории эффекта масштаба заключается  в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой  продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно  этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными  факторами производства в сходных  пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между  собой при специализации в  тех отраслях, которые характеризуются  наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет  расширить объемы производства и  производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более  низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был  реализован, необходим достаточно емкий  рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля  позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе  с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению  совершенной конкуренции. Международная  торговля все больше концентрируется  в руках гигантских международных  фирм-монополистов, транснациональных  корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной  торговли, направления которой часто  определяются не принципом сравнительных  преимуществ или различиями в  обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой  фирмы.

 
 

Модель  технологического разрыва.

Сторонники  неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось  и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее  популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского  экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля  между странами может быть вызвана  технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в  одной из торгующих стран. Эта  страна приобретает сравнительные  преимущества: новая технология позволяет  производить товары с низкими  издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного  времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался  технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора.  Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и в разных странах.

Обе торгующие  страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

Теория  международной конкурентоспособности  нации.

Теория  разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке  определяется ее конкурентноспособностью.

Теория  М. Портера фокусирует внимание на тех  конкретных свойствах отдельных  наций, которые являются предпосылками  успеха национальной промышленности в  международной конкуренции на характеристиках  экономической среды, политики правительств.

М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного  преимущества страны. Центральное место  в его концепции занимает идея так называемого национального  ромба, раскрывающего 4 главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Детерминанты конкурентного преимущества - характеристики наиболее значимых источников конкурентного преимущества компаний обрабатывающих отраслей промышленности.

Детерминанты  представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортирующих отраслей.

Информация о работе . Какие вы знаете теории международной торговли? Опираясь на теории А. Смита и Хекшера - Олина, сформулируйте основные конкурентные преимущ