Стандартизация и сертификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Качество продукции и услуг становится важным элементом современного этапа социально-экономического развития. Это связано с тем, что на смену экстенсивному развитию приходит этап интенсивный, который характеризуется не столько количеством вовлеченных в экономический оборот ресурсов, сколько тем, насколько глубоко они переработаны, насколько качественная продукция получена в результате их переработки.

Содержание

Введение 3
1. Техническое регулирование 4
2. Технический регламент 8
3. Правовые основы стандартизации 15
4. Правовые основы подтверждения соответствия 18
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа хозяйственное право.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Основное  содержание технических регламентов  связано с установлением минимально необходимых требований, обеспечивающих:

     - безопасность излучений;

     - биологическую безопасность;

     - взрывобезопасность;

     - механическую безопасность;

     - пожарную безопасность;

     - промышленную безопасность;

     - термическую безопасность;

     - химическую безопасность;

     - электрическую безопасность;

     - ядерную и радиационную безопасность;

    - электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

     - единство измерений;

    - другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

     (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

     При этом требования технических регламентов  не должны препятствовать осуществлению  предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.

     Закон о техническом регулировании устанавливает правила формирования содержания технических регламентов. Приведем основные из них:

     1. Технический регламент должен  содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и правила идентификации объектов, в отношении которых устанавливаются его требования.

     2. Содержащиеся в техническом регламенте  обязательные требования к объектам  технического регулирования, правилам  и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ.

     3. Общие требования технических  регламентов применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации; видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц.

     4. Технические регламенты с учетом  степени риска причинения вреда могут содержать специальные требования:

     - обеспечивающие защиту граждан отдельных категорий (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);

     - применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если это необходимо для достижения поставленных целей в силу климатических или географических особенностей;

     - касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит, в отношении продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан;

     - по установлению минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в отношении продукции из отдельных стран и (или) мест.

     Законодательством предусмотрено принятие технических регламентов двух видов:

     общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

     специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.

     Законом о техническом регулировании  подробно установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

     В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут  применяться международные и (или) национальные стандарты.

     Разработчиком проекта технического регламента может  быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

     Проведение  экспертизы проекта технического регламента и подготовка соответствующего заключения осуществляется экспертными комиссиями.

     Технический регламент принимается федеральным законом. Из этого правила Закон о техническом регулировании предусматривает следующие исключения:

    1. технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ;

    2. до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте;

    3. в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. 

     Принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, технический регламент  вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

     Постановлением  Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500 утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию. Данное положение устанавливает порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, правила пользования им, а также порядок создания и функционирования единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенной для обеспечения информацией о технических регламентах, стандартах и других документах по техническому регулированию.

     Следует иметь в виду, что до вступления в силу соответствующих технических  регламентов требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям  и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям технического регулирования.

     До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

     - о безопасности машин и оборудования;

     - о безопасности низковольтного оборудования;

     - о безопасности строительных материалов и изделий;

     - о безопасности зданий и сооружений;

     - о безопасности лекарственных средств;

     - о безопасности лифтов;

     - о безопасности электрических станций и сетей;

    - о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;

     - об электромагнитной совместимости;

     - о безопасности колесных транспортных средств;

     - о безопасности изделий медицинского назначения;

     - о безопасности средств индивидуальной защиты;

     - о безопасности химической продукции;

     - о безопасности пищевых продуктов;

     - о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;

    - о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;

     - о безопасности упаковки. (п. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

    На  сегодняшний день приняты следующие технические регламенты:

    - о безопасности лифтов;

    - о безопасности машин и оборудования;

    - о безопасности колесных транспортных средств;

    - о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ;

    - о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;

    - на табачную продукцию;

    - на соковую продукцию из фруктов и овощей;

    - о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту;

    - о требованиях пожарной безопасности;

    - на масложировую продукцию;

    - на молоко и молочную продукцию.

     (по  данным официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru)

     Объекты государственного контроля и надзора  за соблюдением требований технических регламентов, полномочия органов в данной сфере определены нормами глав 6 и 7 Закона о техническом регулировании. Кроме того, Законом о техническом регулировании определены санкции оперативного характера. Так, ст. 40 данного акта предусматривает принудительный отзыв продукции по решению суда и информирование о таком решении приобретателей через средства массовой информации.

  1. Правовые  основы стандартизации
 

      Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. (Ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»)

      Законом о техническом регулировании  определены цели стандартизации:

      - повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

      - обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

      - содействие соблюдению требований технических регламентов;

      - создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

     Стандартизация  осуществляется в соответствии с принципами:

     - добровольность применения стандартов;

     - максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;

     - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, установленных Законом о техническом регулировании;

     - недопустимость создания препятствий производства, обращения продукции в большей степени, чем это необходимо для достижения поставленных перед стандартизацией целей;

Информация о работе Стандартизация и сертификация