Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1 .Понятие, предмет, метод хозяйственного права. Источники хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты содержание.
Хозяйственное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные (но имеющее имущественное содержание) отношения, складывающиеся в производственно - хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

хп.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

Государственные стандарты  применяются на добровольной основе. Если объект стандартизации соответствует требованиям государственных стандартов, он может быть маркирован знаком соответствия государственным стандартам (ст. 24 Закона о техническом нормировании).

Государственные стандарты  могут использоваться в качестве основы для разработки технических  регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то его  требования становятся обязательными  для соблюдения.

Если производитель  или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили  государственный стандарт и заявили  о соответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция  сертифицирована на соответствие требованиям  государственного стандарта, соблюдение его требований становится обязательным.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают организации со статусом юридического лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Технические требования таких стандартов распространяются только на субъектов, их утвердивших, и не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным организациям или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.

Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат требованиям законодательства Республики Беларусь. Они вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов (ст. 21 Закона о техническом нормировании).

4) Технические условия  (ТУ).

Разрабатываются и утверждаются организациями со статусом юридического лица или индивидуальными предпринимателями  и содержат технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля. Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные указанными субъектами.

 

Понятие и правовая основа оценки соответствия

Общественные отношения, возникающие в ходе оценки соответствия, входят в сферу действия Закона Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации"  от 5 января 2004 г.  с изм. и доп.       

Оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Оценка соответствия осуществляется в целях: 1) обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; 2) повышения конкурентоспособности продукции (услуг); 3) создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Объектами оценки соответствия являются: 1) продукция; 2) процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; 3) оказание услуг; 4) система управления качеством; 5) система управления окружающей средой; 6) компетентность организации со статусом юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; 7) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; 8) иные объекты, в отношении которых в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

Субъектами оценки соответствия являются:

Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных  органов;

аккредитованные органы по сертификации;

аккредитованные испытательные  лаборатории (центры);

заявители на аккредитацию;

 заявители на подтверждение  соответствия.

В соответствии с Законом  об оценке соответствия существуют два  вида оценки соответствия:

1. Аккредитация.

Суть её состоит в официальном признании компетентности организации со статусом юридического лица в сфере выполнения работ по подтверждению соответствия и (или) проведения испытаний продукции. Совокупность субъектов оценки соответствия, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры аккредитации и функционирования системы в целом, составляют систему аккредитации Республики Беларусь.

Аккредитацию осуществляет Госстандарт. Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается Госстандартом аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам). При этом аккредитованная испытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания продукции в определенной области аккредитации, аккредитованный орган по сертификации выполняет работы по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации.

2. Подтверждение соответствия.

Имеет своим результатом  документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям  технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях: 1) удостоверения соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; 2) содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуг).

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: обязательной сертификации; декларирования соответствия.

Обязательное подтверждение  соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия. Документом, удостоверяющим соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов, является сертификат соответствия.

Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции по одной из двух схем: 1) на основании собственных доказательств; 2) на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Соответствие производимой и (или) реализуемой изготовителем (продавцом) продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации удостоверяется декларацией о соответствии.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на основе договора. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия.

 

8. Правовые основы  инвестиционной деятельности.

Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности

Инвестиции - любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Виды инвестиций:

1. В зависимости от формы собственности:

частные;

государственные.

2.С точки зрения национальной принадлежности субъекта, осуществляющего инвестиции:

внутренние;

иностранные.

3.Со стороны объекта, в который осуществляются инвестиции:

инвестиции в недвижимое имущество;

инвестиции в ценные бумаги;

инвестиции в интеллектуальную собственность.

4.В зависимости от приобретённых в результате вложения инвестиций прав:

инвестиции, направленные на приобретение вещных прав;

инвестиции, направленные на приобретение обязательственных прав

5.В зависимости от наличия или отсутствия контроля за использованием вложенного капитала:

прямые – приобретение резидентом доли, пая (в том числе в форме  приобретения акций при их первичном  размещении) в уставном фонде нерезидента;

портфельные – вложения капитала в ценные бумаги, эмитированные нерезидентами (за исключением приобретения акций  при их первичном размещении), с  целью получения или увеличения дохода, но они не предоставляют  возможности контроля за использованием вложенного капитала.

Инвестиционная  деятельность – действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Инвестиционная деятельность осуществляется в следующих формах:

создание  юридического лица;

приобретение имущества или  имущественных прав, а именно:

доли  в уставном фонде юридического лица;

недвижимости;

ценных  бумаг;

прав на объекты интеллектуальной собственности;

концессий;

оборудования;

 других основных средств.

Реинвестирование  – вложение инвестором в  объекты инвестиционной деятельности на территории РБ прибыли (дохода),  уже полученной им в результате такой деятельности.

 

Субъекты  и объекты инвестиционной деятельности

Инвестор - лицо (юридические и  физические лица,  иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы), осуществляющие инвестиционную деятельность.

Инвесторы рассматриваются как национальные и иностранные.

Иностранными инвесторами в  РБ признаются:

иностранные государства и их административно-территориальные  единицы в лице уполномоченных органов;

международные организации;

иностранные юридические лица;

иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством иностранных  государств;

физические  лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами  РБ.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

недвижимое имущество, в том  числе предприятие как имущественный  комплекс;

ценные бумаги;

интеллектуальная собственность.

Правовой  формой инвестиционной деятельности является договор (контракт), который определяет взаимоотношения собственников  средств, вкладываемых в объекты  предпринимательской деятельности, их взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в пользовании  им или в эксплуатации объекта, в распределении доходов от деятельности или эксплуатации объекта, а также устанавливает право собственности (как правило, долевой) на объект.

 

9. Правовое регулирование  деятельности бирж.

0собенности  создания бирж. Органы управления  биржей

1. Товарная биржа является юридическим лицом и обладает всеми присущими ему признаками. Может создаваться в любой организационно-правовой форме.

Не могут быть учредителями товарной биржи органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующих политические цели, и их штатные сотрудники.

Учредителей необходимо отличать от членов биржи. Отличие учредителей от членов товарной биржи заключается в том, что учредители проводят всю работу по созданию биржи. Члены биржи становятся таковыми, когда биржа учреждена и осуществляет свою деятельность.

Органы управления товарной биржи  образуются в соответствии с правилами, установленными для конкретной организационно- правовой формы биржи: директор (дирекция) для унитарного предприятия, общее собрание членов биржи для ООО, ОДО, собрание членов биржи, наблюдательный совет, директор (дирекция) для АО.

2. В соответствии с п.1 ст.25 Закона  о фондовых биржах организационной формой функционирования фондовой биржи является ОАО.

Учредителями фондовой биржи могут  быть физические и (или) юридические лица. Учредительным документом ОАО является устав.

Устав биржи должен содержать следующие  дополнительные сведения:

об указании на занятие профессиональной или биржевой деятельностью по ценным бумагам как исключительной;

об обязательстве биржи сообщать в трехдневный срок об изменении  адреса её местонахождения регистрирующему  органу, инспекции МНС и Комитету по ценным бумагам.

Право на проведение биржевых торгов возникает у фондовой биржи с момента получения лицензии.

Членами фондовой биржи могут быть её акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

3. Валютная биржа вправе лишь осуществлять биржевую торговлю иностранными валютами, биржевую торговлю ценными бумагами, биржевую торговлю драгоценными металлами. Производственную и (или) торговую деятельность она может осуществлять лишь для собственных нужд.

Свою деятельность валютная биржа  осуществляет на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком, либо законодательного акта Республики Беларусь. Право на получение лицензии имеют юридические лица РБ, созданные в форме ОАО, уставный фонд которых сформирован в денежной форме в сумме не менее 500 000 евро в эквиваленте на последнюю отчётную дату.

В соответствии со ст. 13 Закона о товарных биржах состав орган управления и контроля товарной биржи, а также их компетенция определяются уставом биржи. Физические лица, связанные отношениями собственности и найма с членами биржи, не имеют права быть штатными служащими биржи.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"