Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:39, шпаргалка
1 .Понятие, предмет, метод хозяйственного права. Источники хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты содержание.
Хозяйственное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные (но имеющее имущественное содержание) отношения, складывающиеся в производственно - хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельности.
Термин «договор»
в учебной литературе
договор сделка (юридический факт), т.е. соглашение, направленное на определённые юридические последствия документально не оформленные;
договор правоотношение (обязательство), т.е. юридическое следствие, возникшее в результате соглашения сторон;
договор-документ, в котором стороны определяют свои права и обязанности.
Хозяйственный (предпринимательский)
договор – это соглашение между
субъектами предпринимательской
Хозяйственный (коммерческий)
договор – это договор, заключаемый
между организациями, субъектами хозяйствования
различных форм собственности, гражданами-предпринимателями
без образования юридического лица
в результате осуществления ими
своей хозяйственной
Признаки хозяйственного договора.
Заключается между субъектами
хозяйствования и гражданами-
Данный договор регулирует деятельность по передаче, реализации имущества, выполнение работ и оказание услуг.
Направлен на достижение хозяйственной цели (получения прибыли).
Хозяйственный договор считается действительным, т.е. влечёт те правовые последствия, достижение которых было целью сторон, если при этом соблюдены следующие условия:
стороны договора действуют
в пределах своей специальной
правоспособности, т.е. заключаемый
ими договор соответствует
граждане, участвующие в договоре, должны быть дееспособными;
договор должен быть законным по своему содержанию;
воля участников договора должна быть выражена свободно, без какого либо давления, обмана и угрозы с другой стороны;
волеизъявление (внешняя форма выражения воли) должна соответствовать действительной воле участника договора. Если договор заключен, например, под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, он признаётся недействительным в судебном порядке;
форма договора должна отвечать требованиям закона (простая письменная, нотариальное удостоверение).
Заключение хозяйственных
договоров имеет важное
4.Основания и порядок
Хозяйственный договор
может быть изменён или расторгнут
только по соглашению сторон. Одностороннее
изменение или расторжение
при существенном нарушении стороной условий договора;
в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.421 ГК).
Существенным признаётся
нарушение, влекущее для
В связи с существенным
изменением обстоятельств,
При этом обращении
должны быть соблюдены в
В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдёт.
Изменения обстоятельств вызваны причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру договора и условиям хозяйственного оборота.
Исполнение договора без
изменения его условий
Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несёт заинтересованная сторона.
При наличии всех
этих условий, отказа
В хозяйственный суд обращается сторона желающая изменить условия договора только после письменного обращения к противной стороне, в котором указывает срок для ответа, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст.422 ГК).
После положительного решения суда об удовлетворении иска, сторонами подписывается дополнительное соглашение к договору. Изменение условий договора вступает в силу с момента вступления в силу решения суда.
5. Правовое регулирование
разгосударствления и
6. Понятие, функции
и виды санкций в
7. Правовое регулирование обеспечения качества товаров, работ, услуг.
Понятие качества и
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Определение качества как юридического термина закреплено в норме ч. 7 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой под качеством товара понимается совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).
Обеспечению качества продукции и услуг служат следующие средства:
1) технические - разработка и внедрение в процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции новой техники и новых технологий, контроль сырья, материалов, готовой продукции, оборудования, квалификации работников и т.д.;
2) экономические - экономическая
поддержка и стимулирование
3) организационные –
деятельность государственных
4) правовые - разработка системы требований, предъявляемых к продукции и услугам для обеспечения их безопасности.
Требования к качеству продукции (услуг) определяются в договоре, за исключением случаев, когда эти требования определены в нормах законодательства.
Республиканским органом государственного управления, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия является Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт).
Понятие и правовая основа технического нормирования и стандартизации
Нормативным правовым актом, закрепляющим правила технического нормирования и стандартизации, является Закон «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 с изм. и доп.
В качестве целей технического нормирования и стандартизации в положениях ч. 1 ст. 4 Закона о техническом нормировании определены обеспечение: защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов.
Субъектами правовых отношений, возникающих в связи с техническим нормированием и стандартизацией, являются:
Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;
организации со статусом юридического лица;
граждане Республики
Беларусь, в том числе со статусом
индивидуального
иностранные организации со статусом юридические лица, иностранные граждане;
лица без гражданства,
иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (ст. 3 Закона о техническом нормировании).
В качестве объектов технического нормирования, объектов стандартизации выступает продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг (ч. 1 ст. 1 Закона о техническом нормировании).
Техническое нормирование представляет собой деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований (т.е. технических норм, правил, характеристик и (или) иных требований), связанных о безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
В процессе технического
нормирования и стандартизации разрабатываются
технические нормативные
1) Технические регламенты.
Они устанавливают непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов, её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Технические регламенты разрабатываются исключительно в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности (ст. 16 Закона о техническом нормировании).
Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
2) Технические кодексы.
Технический кодекс содержит основанные на результатах устоявшейся практики технические требования к объектам стандартизации. В качестве целей разработки технических кодексов названы реализация требований технических регламентов, повышение качества указанных объектов (ст. 18 Закона о техническом нормировании). Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления. Технические требования содержащиеся в технических кодексах не должны противоречить требованиям технических регламентов.
3)Стандарты.
Стандарт разрабатывается на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержит технические требования к объектам стандартизации.
Нормы Закона о техническом нормировании предусматривают четыре вида стандартов:
международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации;
межгосударственный (региональный) стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации;
государственный стандарт Республики Беларусь - стандарт, утвержденный Госстандартом, а в области архитектуры, градостроительства и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией со статусом юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Государственные стандарты (СТБ, ГОСТ) разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами. Состав технических комитетов по стандартизации формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.