Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1 .Понятие, предмет, метод хозяйственного права. Источники хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты содержание.
Хозяйственное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные (но имеющее имущественное содержание) отношения, складывающиеся в производственно - хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

хп.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

   Термин «договор»  в учебной литературе рассматривается  в трёх значениях:

договор сделка (юридический факт), т.е. соглашение, направленное на определённые юридические последствия документально не оформленные;

договор правоотношение (обязательство), т.е. юридическое следствие, возникшее в результате соглашения сторон;

договор-документ, в котором стороны определяют свои права и обязанности.

Хозяйственный (предпринимательский) договор – это соглашение между  субъектами предпринимательской деятельности об установлении, изменении или прекращении  прав и обязанностей, связанных с  осуществлением предпринимательской  деятельности.

Хозяйственный (коммерческий) договор – это договор, заключаемый  между организациями, субъектами хозяйствования различных форм собственности, гражданами-предпринимателями  без образования юридического лица в результате осуществления ими  своей хозяйственной деятельности.

 

Признаки хозяйственного договора.

Заключается между субъектами хозяйствования и гражданами-предпринимателями.

Данный договор регулирует деятельность по передаче, реализации имущества, выполнение работ и оказание услуг.

Направлен на достижение хозяйственной цели (получения прибыли).

Хозяйственный договор  считается действительным, т.е. влечёт те правовые последствия, достижение которых было целью сторон, если при этом соблюдены следующие условия:

стороны договора действуют  в пределах своей специальной  правоспособности, т.е. заключаемый  ими договор соответствует целям  деятельности, установленным в их учредительных документах (удостоверениях предпринимателей);

граждане, участвующие  в договоре, должны быть дееспособными;

договор должен быть законным по своему содержанию;

воля участников договора должна быть выражена свободно, без  какого либо давления, обмана и угрозы с другой стороны;

волеизъявление (внешняя  форма выражения воли) должна соответствовать  действительной воле участника договора. Если договор заключен, например, под  влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, он признаётся недействительным в судебном порядке;

форма договора должна отвечать требованиям закона (простая письменная, нотариальное удостоверение).

  Заключение хозяйственных  договоров имеет важное значение  в развитии рыночных отношений.  Без их заключения невозможна  хозяйственная деятельность субъектов  хозяйствования и граждан-предпринимателей. В подавляющем большинстве случаев  хозяйственный договор является  единственным документом, определяющим  права и обязанности участников  товарного оборота. 

 

 

4.Основания и порядок изменения  и расторжения хозяйственного  договора

 

Хозяйственный договор  может быть изменён или расторгнут только по соглашению сторон. Одностороннее  изменение или расторжение договора допускается только в случае существенного  нарушения стороной условий договора, когда это предусмотрено законодательством (неоплата аренды) либо в договоре, в  противном случае одностороннее  расторжение или изменение договора возможно лишь по решению хозяйственного суда в следующих случаях:

при существенном нарушении  стороной условий договора;

в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.421 ГК).

 Существенным признаётся  нарушение, влекущее для другой  стороны такой ущерб, в результате  которого она в значительной  степени лишается того, на что  была вправе рассчитывать при  заключении договора.

 В связи с существенным  изменением обстоятельств, сторона,  желающая изменить условия договора, обязана в досудебном порядке  обратиться к контрагенту с  просьбой об изменении этих  условий и лишь при его отказе  вправе обратиться в суд с  понуждением к изменению условий  договора.

 При этом обращении  должны быть соблюдены в совокупности  следующие условия:

В момент заключения договора стороны  исходили из того, что такого изменения  обстоятельств не произойдёт.

Изменения обстоятельств вызваны  причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть при  той степени добросовестности и  осмотрительности, какая от неё требовалась  по характеру договора и условиям хозяйственного оборота.

 Исполнение договора без  изменения его условий настолько  нарушило бы соответствующие  договору соотношения имущественных  интересов сторон и повлекло  бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств  несёт заинтересованная сторона.

 При наличии всех  этих условий, отказа контрагента  от изменения всех условий  и его требования расторгнуть  договор суд вправе в исключительных  случаях понудить к изменению  таких условий, если расторжение  договора: противоречит общественным интересам или повлечёт для сторон ущерб значительно превышающий затраты необходимые для исполнения договора на изменённых судом  условиях.

В хозяйственный суд  обращается сторона желающая изменить условия договора только после письменного  обращения к противной стороне, в котором указывает срок для  ответа, а при его отсутствии –  в 30-дневный срок (ст.422 ГК).

После положительного решения  суда об удовлетворении иска, сторонами  подписывается дополнительное соглашение к договору. Изменение условий  договора вступает в силу с момента  вступления в силу решения суда.

 

5. Правовое регулирование  разгосударствления и приватизации  государственной собственности.

 

 

6. Понятие, функции  и виды санкций в хозяйственных  правоотношениях. Понятие и виды  ответственности в хозяйственных  правоотношениях.

 

7. Правовое регулирование  обеспечения качества товаров,  работ, услуг.

 Понятие качества и определение  требований к нему.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Определение качества как  юридического термина закреплено в норме ч. 7 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой под качеством товара понимается совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

Обеспечению качества продукции  и услуг служат следующие средства:

 1) технические - разработка и внедрение в процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции новой техники и новых технологий, контроль сырья, материалов, готовой продукции, оборудования, квалификации работников и т.д.;

2) экономические - экономическая  поддержка и стимулирование субъектов  предпринимательской деятельности;

3) организационные –  деятельность государственных и  иных органов по организации  и обеспечению функционирования  системы управления качеством; 

4) правовые - разработка  системы требований, предъявляемых  к продукции и услугам для  обеспечения их безопасности.

Требования к качеству продукции (услуг) определяются в договоре, за исключением случаев, когда эти  требования определены в нормах законодательства.

Республиканским органом  государственного управления, осуществляющим реализацию единой государственной  политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия является Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт).

 

Понятие и правовая основа технического нормирования и стандартизации

Нормативным правовым актом, закрепляющим правила технического нормирования и стандартизации, является Закон «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 с изм. и доп.

В качестве целей технического нормирования и стандартизации в положениях ч. 1 ст. 4 Закона о техническом нормировании определены обеспечение: защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов.

Субъектами правовых отношений, возникающих в связи с техническим нормированием и стандартизацией, являются:

Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных  органов;

организации со статусом юридического лица;

граждане Республики Беларусь, в том числе со статусом индивидуального предпринимателя;

иностранные организации  со статусом юридические лица, иностранные граждане;

 лица без гражданства, 

иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (ст. 3 Закона о техническом нормировании).

В качестве объектов технического нормирования, объектов стандартизации выступает продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг (ч. 1 ст. 1 Закона о техническом нормировании).

Техническое нормирование представляет собой деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований (т.е. технических норм, правил, характеристик и (или) иных требований), связанных о безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

В процессе технического нормирования и стандартизации разрабатываются  технические нормативные правовые акты, к которым относятся:

1) Технические регламенты.

Они устанавливают непосредственно  и (или) путем ссылки на технические  кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты  Республики Беларусь обязательные для  соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов, её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются исключительно в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности (ст. 16 Закона о техническом нормировании).

Технический регламент  применяется одинаковым образом  и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

2) Технические кодексы. 

Технический кодекс содержит основанные на результатах устоявшейся практики технические требования к объектам стандартизации. В качестве целей разработки технических кодексов названы реализация требований технических регламентов, повышение качества указанных объектов (ст. 18 Закона о техническом нормировании). Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления. Технические требования содержащиеся в технических кодексах не должны противоречить требованиям технических регламентов.

3)Стандарты. 

Стандарт разрабатывается на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержит технические требования к объектам стандартизации.

Нормы Закона о техническом нормировании предусматривают четыре вида стандартов:

международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной  организацией по стандартизации;

межгосударственный (региональный) стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации;

государственный стандарт Республики Беларусь - стандарт, утвержденный Госстандартом, а в области архитектуры, градостроительства и строительства - Министерством архитектуры и  строительства Республики Беларусь;

стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией со статусом юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

Государственные стандарты (СТБ, ГОСТ) разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами. Состав технических комитетов по стандартизации формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

Государственные стандарты  в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"