Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Хозяйственное право".
1. Понятие и предмет хозяйственного права.
2. Принципы и метод хозяйственного права.
3. Система и источники хозяйственного права.
4. Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности.
5. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права.
6. Создание субъектов хозяйствования. Лицензирование хозяйственной деятельности.
7. Реорганизация субъектов хозяйствования.
8. Ликвидация субъектов хозяйствования.
9. Банкротство субъектов хозяйствования: общие положения.
10. Правовой статус управляющего в производстве по делу о банкротстве.
11. Правовая характеристика конкурсного производства как процедуры банкротства.
12. Правовая характеристика санации как процедуры банкротства.
13. Ликвидационное производство при рассмотрении дела о банкротстве.
14. Правовое положение предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей).
15. Правовой статус хозяйственных товариществ.
16. Хозяйственные общества: виды и основные правовые признаки.
17. Правовое положение акционерных обществ.
18. Правовое положение обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.
19. Правовое положение унитарных предприятий и производственных кооперативов.
20. Право собственности на имущество субъектов хозяйствования.
21. Вещные права (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) на имущество субъектов хозяйствования.
22. Правовое регулирование имущества субъектов хозяйственного права: структура и источники формирования.
23. Понятие, значение и правовые формы государственного воздействия на экономику.
24. Понятие и признаки хозяйственных договоров.
25. Основные виды хозяйственных договоров.
26. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров.
27. Понятие и основания ответственности в хозяйственном праве.
28. Общая характеристика рассмотрения хозяйственных споров.
29. Виды ответственности в хозяйственном праве.
30. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации.
31. Способы приватизации предприятий.
32. Правовое регулирование конкуренции и антимонополистической деятельности.
33. Правовое регулирование ценообразования.
34. Правовое регулирование безналичных расчетов в Республике Беларусь: общие положения. Расчеты наличными средствами.
35. Правовое регулирование расчетов платежными поручениями и платежными требованиями.
36. Правовое регулирование расчетов аккредитивами и векселями.
37. Понятие и формы стандартизации.
38. Сертификация продукции, работ, услуг.
39. Качество продукции и правовые средства его обеспечения.
40. Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов хозяйствования.
41. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
42. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности.
43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
44. Понятие и виды ценных бумаг.
45. Правовая характеристика акций и облигаций.
46. Правовое регулирование эмиссии, продажи и обращения ценных бумаг.
47. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
48. Правовое регулирование деятельности товарных бирж.
49. Понятие и виды биржевых сделок.
50. Правовое регулирование профессиональной деятельности на фондовом рынке.
51. Банковская система Республики Беларусь. Задачи и функции Национального Банка Республики Беларусь.
52. Коммерческие банки и их виды. Создание, лицензирование и прекращение деятельности коммерческих банков.
53. Виды банковских операций.
54. Банковские счета: виды, порядок открытия и закрытия.
55. Правовой статус свободных экономических зон.
56. Правовой статус финансово-промышленных групп и субъектов малого бизнеса.
57. Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности.
58. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
59. Правовое регулирование валютных операций в Республике Беларусь.
60. Договоры во внешнеэкономической деятельности. Международные правила толкования терминов (ИНКОТЕРМС).
51. Правовой статус Нацбанка
НБ-I уровеньж;
Банки и НКФО-II уровень; (не у нас) контролирующие
и надзирательные органы III уровень. НБ
является центробанком РБ и подотчетен
Президенту. Основные цели деят-ти: 1. защита
и обеспечение устойчивости белор. рубля;
2. развитие и укрепление нац-ной банковской
системы; 3. обеспечение функц-ной платежной
системы. НБ для покрытия своих убытков
использует гос. ценный бумаги, предоставляемые
Правительством. Деят-ть НБ осуществляется
по двум направлениям: 1. как органа гос.
управления; 2. как субъекта хозяйствования..
Функции НБ: 1. денежная эмиссия, создание
и управление золотовалютными запасами;
2. банк Правительства (рассчетно-кассовые
операции гос.органов и пр.); 3. банк банков;
4. как проводник официальной ДПК; 5. как
орган рег-ния, контроля и надзора; 6. как
орган стабильности национальной денежной
системы.
52.53. Минимальный размер УФ для НКФО 1 млн. евро, для банка – 2 млн. евро, для иностранных банков и дочерних банков иностранных банков – 5 млн. евро. Основные направления деят-ти банков: 1. депозитные операции (привлечение средств во вклады); 2. кредитные; 3. открытие и ведение счетов. Отличие НКФО в том, что она осуществляет один или два вида операций из вышеперечисленных. Банк может быть только АО или УП. НКФО может создаваться в любой организационно правовой форме. НКФО могут привлекать вклады лишь юридических лиц. Депозитные операции осущ. на основании договора банковского вклада. По нему одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства и обязуется их возвратить с начисленными процента на условиях договора. Выделяют: сберегательный и депозитный сертификаты. Сберегательный удостоверяет сумму вклада и права его владельца – физ. лица на получение через определенный срок вклада и проценты по нему. Депозитный – аналогично, но для юр. лица. По срокам: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные – от 1 до 5 лет, выдаются на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов. Краткосрочные – на срок до 1 года, связанные с созданием и движением текущих активов. Физ. лицам на цели: кредиты предоставл. на потреб-ские нужды и финанс-ние недвижимости.
54. Открытие и ведение счетов: счета открываются на основании соответ-их договоров. Общие права и обязанности банка: 1. открыть счет и зачислять на него средства; 2. хранить на счете деньги и уплачивать проценты за пользование; 3. выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче средств; 4. соблюдение сроков, порядка и очередности списания средств; 5. соблюдать банковские тайны. Обязанности клиента: 1. предоставить документы, необходимые для открытия счета; 2. своевременно и в полном объеме оплачивать банковские услуги; 3. предоставлять в банк необходимые расчетные и иные документы; 4. согласовывать с банком сроки и порядок сдачи наличности, а также лимит остатков кассы. Банки не вправе отказать лицу в открытии счета. Каждому счету присваивается номер, что исключает открытие анонимного счета. Каждое лицо может открыть один расчетный счет, а также по одному счету на каждую валюту. Виды счетов: 1. расчетный (текущий): обеспечение расчетов и платежей; 2. внешний: открывается для формирования или увеличения УФ; 3. ссудный: открывается для перечисления заемных средств; 4. контокоррентный: открывается только в белорусских рублях при отсутствии задолженности за ранее выданные кредиты; 5. корреспондентский: открывается одним банком в другом. Типы: лоро, ностро. Лоро – корреспондентский счет, открытый в уполномоченном банке. Ностро – корреспондентский счет банка, открытый в банке-корреспонденте (т.е. если я – банк, то это счет другого банка у меня); лоро – наоборот. 1.благотворительный; 2. договор карт-счета: открывается для отражения операций с банковскими пластиковыми карточками.
56. Субъекты малого предпринимательства (бизнеса). Средне списочная численность: в промышленности и на транспорте до 100 человек; сельскохозяйственная и научно-техническая сфера до 60 человек; строительство и оптовая торговля до 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание до 30; все иные сферы до 25 человек. Две группы преференции: декларативные (помощь через инкубаторы малого предпринимательства; помощь по ежегодным республиканским и местным государственным программам). Финансово-промышленная группа (ФПГ) – договор о создании – это объединение юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в судах. Цель: экономическая интеграция участков для реализации инвестиционных проектов; повышение эффективности производства; создание новых рабочих мест. Характеристики: организация проекта; заключение антимонопольного органа; участие более чем в 1 ФПГ запрещается. Виды ФПГ: межгосударственные (их большинство), транснациональные.
57. Понятие внешнеэкономической деятельности.
ВЭД рассм-ся
как деят-ть гос-ва по развитию сотрудничества
с другими гос-вами в области торговли,
экономики, техники, культуры, туризма.
Основной правовой формой такого сотрудничества
явл. международные договоры устанавл-щие
основные принципы и направления взаимод-вия
гос-в в названных сферах. Примером может
служить Соглашение о сотрудничестве
в области ВЭД гос-в – участников СНГ..
Кроме многосторонних заключаются двухсторонние
договоры, направленные на урег-ние двухсторонних
отн-ний по конкретным вопросам прежде
всего торговые направленные на установление
льготного режима для лиц, занятых во внешней
торговле. В то же время под ВЭД понимается
предприн-ская деят-ть, связанная с перемещением
через таможенную границу РБ товаров (продукции)
и капитала (фин. средств), а также оказания
услуг и выполнение работ на территории
иностранного гос-ва. Все субъекты хоз-ния
имеют право самостоятельно осущ-ь ВЭД.
(ст. 81 з-на «О предприятиях».ВЭД могут
осущ-ть как физ. лица, так и юр. лица, зарег-нные
для ведения предприн-ской деят-ти. Субъекты
ВЭД могут сами выходить на внешние рынки,
оказывать услуги на территории иностранных
гос-тв, но могут и через посредников (нахождение
посредником рынков сбыта или определенного
товара и т.д.).
58. Основным док-ом по этому вопросу явл. Закон о гос. регул-нии внешнеэк. деят-и от 29.12.1998 г. Согласно закон-ву РБ внешнеэк. политика должна быть подчинена внутренней эк-кой политике. Законодательные органы устанавливают основы хоз. деят-ти во внешнеэк. сфере, устанавливают статус иностранных инвестиций, статус всех участников внешнеэк. связей. Гос-во воздействует на внешнеэк. деят-ть посредством гос. регул-ния и контроля за инвестициями, а так же тарифного и нетарифного регул-ния внешней торговли. Тарифное регул-ние – установление импортных и экспортных таможенных пошлин. Нетарифное – квотирование и лицензирование внешнеторговых операций. Торговля вооружением регул-ся закон-вом об экспортном контроле, а так же международными обяз-вами. Квоты представляют собой предельные объёмы товаров, которые допускаются к вывозу по экспорту или поставку в РБ. Они предусматриваются для защиты внутреннего рынка, а так же для выполнения международных обяз-ств. Держателями квот являются республиканские органы управления, поэтому у них необходимо получать разрешение. Лицензирование здесь представляет собой выдачу разрешения МИДом на совершение отдельных внешнеторговых операций. СМ устанавливает перечень товаров, вывозимых по лицензиям
22. Согласно ст. 35 закона "о предприятиях": Источниками форм-ния имущества предприятия являются: 1.денежные и материальные взносы учредителей;2.доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;3.доходы от ценных бумаг;4кредиты банков и других кредиторов;5.капитальные вложения и дотации из бюджетов;6.безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;7.иные источники, не запрещенные закон-ми актами РБ. предприятие может привлекать в свое распоряжение средства других юр. и физ. лиц через выпуск ЦБ. В отличие от собственных, привлеченные средства именуют заемными (инвестиционный банк — у него нет ничего своего). Собственные средства в основном отражаются в уставном фонде. В соответствии с действующим закон-вом и учред-ными док-ми предприятие может создавать специализиров. фонды и резервы. Резерв обычно предназначен на непредвиденные нужды. Источниками образования фондов и резервов является прибыль, издержки производства, а также целевые поступления. После уставного фонда 2 место занимает амортизац. фонд. Цель = обновление, восстановление основного капитала. Он формируется за счет того, что на стоимость готовой продукции переносится стоимость основных фондов, и из полученной выручки в размерах, установленных Правительством, — амортиз-ые отчисления.
55. Правовые и орг-ционные основы создания, деят-ти и ликвидации СЭЗ на терр-рии РБ установлены Указом През-та РБ от 20.03.1996 г. № 114 "О СЭЗ на терр-рии РБ" и Законом РБ от 07.12.1998 г. № 213-3 "О СЭЗ " с послед-ми изменениями и дополн-ми.В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории РБ с точно опред-ми границами и специальным правовым режимом, устанавл-щим более благопр-ные, чем обычные, условия осущ-ния предприн-ской и иной хоз. деят-ти. Резидентом СЭЗ признается зарег-ное администрацией СЭЗ юр. лицо или физ. лицо в качестве ИП, на которое распростр-ся правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деят-ти резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предприн-ской деят-ти в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предприн-ской деят-тью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается През-том РБ на основе предложения Сов. Мина. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экон-ким и другим гос-ым интересам РБ. Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев".
60.В международной
комм-ской практике взаимное волеизъявление
может облекаться в форму контракта купли-продажи,
лицензионного, арендного контракта, контракта
страхования, перевозки, хранения, имущественного
найма, комиссии, поручения, дарения, кредитования,
контракта на туристические услуги, по
торговле техническими услугами и др.
В мировой торговле для единого толкования
базисный условий поставки товаров с 1936
года нашели свое применение термины "Инкотермс".
Последние изменения в них произошли в
1990 и 2000 годах. Закон-вом РБ (Указ Президента
РБ №7 от 04.01.2000г.) установлена обязанность
субъекта хоз-ния указывать во внешнеторговом
договоре условия поставки. Термины "Инкотермс"
обяз-но используются при составлении
паспорта сделки, статист-кой декларации
и иных таможенных деклараций. Торговые
термины разделены на четыре группы: C,D,E,F.
Группа C - основной фракт оплачен, когда
продавец заключает договор перевозки
и предоставляет товар в распоряжение
перевозчика, так как обяз-сть и расходы
по доставке товара у продовца, но продавец
не принимает на себя риск потери или повреждения
товара и не несет дополнительные затраты
вследствие событий, имеющих место после
отгрузки и отправки. Группа D - прибытие,
когда продавец заключает договор перевозки
и предоставляет товар покупателю в месте
назначения с оплатой или без оплаты ввозных
пошлин, при этом продавец должен нести
все расходы и риски, необходимые для доставки
товара в страну назначения. Группа E -
отправление, когда продавец предоставляет
товар на своем предприятии и за доставку
товаров покупателю не отвечает, а только
предоставляет товар покупателю на собственной
территории продавца. Группа F - основной
фракт не оплачен, когда продавец за доставку
товара покупателю не отвечает и предоставляет
товар в распоряжение первого перевозчика,
указанного покупателем.
45. Акция - ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собств-ти АО, дающая право её владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом (кроме случаев, предусм-ных закон-вом РБ). Простая акция - ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собств-ти АО при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом. Привилегированная акция - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом. Порядок ведения реестра акционеров определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Все выпускаемые АО акции обеспечиваются его имуществом Решение о выпуске акций принимается учред-ной конференцией или общим собранием акционеров. Решение о выпуске акций должно содержать сведения, определяемые центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги её номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения. Облигации выпускаются субъектами хоз-ния или другим юр. лицами под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа.
59.
В зависимости о категории субъектов валютных
отношений имеются различия в правовом
регулировании валютных операций. Согласно
Положения о проведении валютных операций
на территории РБ, под „валютными операциями
“ понимаются действия связанные с переходом
права собственности и иных прав на валютные
ценности, в т.ч. операции в связи с использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной
валюте, ввоз и пересылка в РБ и из РБ валюты,
ЦБ, валютных ценностей, денежные переводы,
применение валюты РБ в расчетах между
резидентами и нерезидентами. Операции
в иностранной валюте и с ценными бумагами,
на текущие валютные операции и валютные
операции связанные с движением капитала
нужна лицензия НБ. Текущие валютные операции
– переводы в РБ и из РБ для осуществления
расчетов по экспорту и импорту на время
не более 180 дней; получение и предоставление
кредитов в денежной форме на время не
более 180 дней, переводы в РБ и из РБ %%, дивидендов
и иных доходов по инвестициям и иным операциям,
связанных с движением капитала, переводы
неторгового характера в РБ и из РБ (зарплата,
пенсии, алименты, наследство, пожертвования
и т.п.). Валютные операции, связанные с
движением капитала включает в себя реальные
и портфельные инвестиции, оплата права
собственности и иных прав на недвижимость,
предоставление и получение отсрочки
платежа на время более 180 дней, все валютные
операции, не относящиеся к текущим. К
валютным операциям отнесены: а) операции,
связанные с переходом права собственности
и иных прав на валютные ценности, в том
числе операции, связанные с использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной
валюте; б) ввоз и пересылка в РБ, а также
из РБ валютных ценностей; в) денежные
переводы. Выделяются также понятия "текущие
валютные операции" и "операции, связанные
с движением капитала". Последние включают
в себя, например, инвестиции, в том числе
приобретение и продажу ценных бумаг,
предоставление и получение кредитов,
привлечение и размещение средств на счета
и во вклады.